Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 г. с момента принятия СК РФ и в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье". Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем).

Договор о приемной семье содержит:

- сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

- срок действия такого договора (определяется в договоре);

- условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

- права и обязанности приемных родителей;

- права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

- основания и последствия прекращения такого договора (ч. 1 ст. 153.1 СК РФ).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида (детей-инвалидов).

Поэтому регулированию отношений в приемной семье посвящено разнообразное количество нормативных документов. В первую очередь правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[4].

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований. Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:

- определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;

- установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;

- нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;

- порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;

- порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" предусмотрена передача с 1 января 2008 года полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определялся до мая 2009 года Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье". В настоящее время действие данного постановления прекращено в связи с принятием нового в мае 2009 года, о чем речь пойдет ниже [9].

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. В соответствии со ст. 153 Семейного Кодекса РФ приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола: супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

К таким заболеваниям относятся:

- туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно- двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

- инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Помимо этого следует учитывать, что лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также ст. 146 Семейного Кодекса РФ. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. К заявлению должны быть приложены:

- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

- документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт или другой заменяющий его документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. На основании заявления и указанного акта орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке. После подбора ребенка (детей) заключается договор о приемной семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день приемная семья пока что не получила большого распространения в нашей стране.

РАЗДЕЛ 2. Порядок создания приемной семьи

2.1 Регулирование порядка создания приемной


Приемные родители являются законными представителями принятого на воспитание ребенка, осуществляют права и исполняют обязанности опекуна, и вправе выступать в защиту прав и законных интересов ребенка в любых отношениях без специального полномочия. Приемные родители несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены семейным законодательством и договором о создании приемной семьи.

Приемные родители наделяются теми же правами и обязанностями что и опекуны и попечители. Наделение приемных родителей правами и обязанностями опекунов (попечителей) по отношению к принятым на воспитание детям означает распространение на них полномочий и ответственности. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. При приеме в семью ребенка на попечение родители, создающие приемную семью, имеют право (по направлению органов опеки и попечительства) на подбор детей из домов ребенка, детских домов, образовательных и других учреждений по согласованию с администрацией этих учреждений. Они вправе знакомиться с личным делом ребенка и с состоянием его здоровья с тем, чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке в установленном законом порядке. Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой государством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты