Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В этом случае гражданин, выполняющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. По достижении несовершеннолетним 18 лет прекращается и попечительство над ним, причем без особого решения, в силу самого факта достижения совершеннолетия. Если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ), то попечительство над ним также прекращается.

Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится на основании постановления главы местной администрации. Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния его здоровья или материального положения, а также при невозможности установления психологического контакта с подопечным. Однако, подчеркну, опека или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие к их установлению. Просто обязанности опекуна (попечителя) перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения.

До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности.

Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам. Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в т.ч. и от самого подопечного .

Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности ненадлежащим образом, орган опеки и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя).

В отличие от смерти или признания умершим подопечного, смерть или признание умершим опекуна (попечителя) не приводит к прекращению опеки или попечительства. Просто соответствующие права и обязанности переходит на других лиц.

РАЗДЕЛ 3. Особенности регулирования приемной семьи на региональном уровне на примере Чувашской Республики

3.1 Развитие института приемной семьи в Чувашской Республике


Предоставление широких полномочий субъектам РФ по вопросам законодательного регулирования целого ряда семейных правоотношений вызвало к жизни активный процесс законотворчества, касающегося семьи. В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем Чувашии, как и России в целом, является преодоление негативных явлений социального сиротства, создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Перед органами государственной власти Президентом России поставлена задача сокращения числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Речь идет не просто о сокращении контингента, но и о реализации каждым ребенком своего основного гражданского права, закрепленного ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, – жить и воспитываться в семье.

Поворот государства в сторону политики семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается включением её в число приоритетных направлений Программы по улучшению демографической ситуации в стране, федеральной целевой программы «Дети России». Кроме того, результаты этой работы являются показателями эффективности деятельности глав субъектов Российской Федерации. Так, одним из показателей эффективности деятельности регионов Российской Федерации является доля детей, оставшихся без попечения родителей. Этот показатель в 2007 году в Чувашской Республике составил 0,31%, в Приволжском федеральном округе - 0,432% , в Российской Федерации - 0,477%.

Другим критерием оценки деятельности регионов является доля детей, переданных на семейные формы – усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью.

Политика деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимая правительством Чувашской Республики, позволила повысить долю детей, переданных на воспитание в семьи, с 80% в 2007 году до 83 % в 2008 году (ПФО – 80%, РФ – 73%).

Основным механизмом развития семейных форм устройства детей указанной категории, является создание условий, мотивирующих и стимулирующих граждан на прием в семью ребенка-сироты.

С этой целью в 2008 году были увеличены суммы ежемесячных выплат на содержание подопечных и приемных детей, а также заработная плата приемных родителей: 3295 руб./мес. - за воспитание 1-2 детей, 4680 руб./мес. - за воспитание 3 и более детей.

Такая форма устройства как приемная семья становится перспективным решением проблем социального сиротства. В настоящее время более 650 детей воспитывается в приемных семьях, из них 167 обрели приемных родителей в 2008 году.

С целью расширения возможностей для помещения ребенка в приемную семью, более грамотного и профессионального подбора, отбора, психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители, осуществления контроля условий жизни ребенка в замещающей семье в апреле 2008 года на базе Чебоксарского детского дома был создан Центр сопровождения замещающих семей, и за истекший год его функционирования более 50 детей обрели семьи, а сам Центр стал координирующим звеном в цепи взаимодействия всех служб, связанных с устройством детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Много внимания Центр уделяет расширению информационного поля по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и профилактике социального сиротства. Важную роль в привлечении кандидатов в замещающие родители и изменении общественного мнения в отношении приемных семей играют СМИ. В связи с распространением негативных стереотипов, касающихся детей-сирот, важно не только информировать население, но и просвещать его, демонстрируя положительный опыт воспитания. Исходя из этого, в течение 2008 -2009 г.г. совместно с Благотворительным фондом «Хевель», ГТРК «Чувашия» и телеканалом «5+» организован цикл телепередач о приемных семьях, взявших детей из интернатных учреждений на воспитание, ряд социальных видеороликов о детдомовцах, желающих обрести семью. Для СМИ были организованы «круглые столы» и «горячие линии» по данной проблематике.

Но общеизвестно, что наилучшим способом защиты права ребенка на семью является предотвращение помещения его в государственное учреждение. Поэтому в целях профилактики социального сиротства, предполагающей раннее выявление семейного неблагополучия, оказание всех видов помощи семьям с детьми, в последние годы первоочередное внимание уделяется расширению профилактической работы с семьями, воспитывающими несовершеннолетних детей, своевременному выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предупреждению безнадзорности и правонарушений детей.

В 2008-2009 г.г. в Чувашской Республике стало уделяться большее внимание такой серьезной проблеме как обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указом Президента Чувашской Республики от 29.02.2008 г. № 17 поставлена задача, решить в основном проблему обеспечения жилыми помещениями детей данной категории. Соответственно этому Указу, увеличилась сумма финансирования для приобретения жилья сиротам. Так, если в 2006 году 30 детей, оставшихся без попечения родителей, получили жилые помещения по договорам социального найма, в 2007 году - 34, то в 2008 году – 67 человек, за 6 мес.2009 года - 35 человек.

На днях из федерального бюджета поступили дополнительные средства в объеме 11999,8 тыс. рублей на софинансирование расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В текущем году за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных в объеме 56512,0 тыс. рублей, и федерального бюджета, уже поступивших в республику в объеме 22037,45 тыс. рублей, будут обеспечены жильем 92 ребенка-сироты. Вновь поступившие средства распределяются Алатырскому, Вурнарскому, Ибресинскому, Козловскому, Мариинско-Посадскому, Урмарскому, Чебоксарскому, Ядринскому, Яльчикскому районам, городам Алатырь, Канаш, Чебоксары, Шумерля. За счет дополнительных средств федерального бюджета жилье получат еще 17 человек.

В связи с активным развитием семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, наполняемость интернатных учреждений в Чувашской Республике ежегодно снижается, и это позволяет реструктуризировать сеть детских домов и школ-интернатов. За последние 5 лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах-интернатах уменьшилось почти наполовину: с 1173 чел. в 2003 году до 650 чел. в 2008 году, что позволило ликвидировать 3 специальные (коррекционные) школы-интерната (Чурачикскую, Октябрьскую, Батыревскую) и преобразовать 2 школы-интерната в детские дома (Козловский, Порецкий).

В настоящее время в ведомстве Минобразования Чувашии функционируют 15 интернатных учреждений, в том числе 5 - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 школ-интернатов – специального (коррекционного) типа, 1 – санаторного типа (Шумерлинская), 1 – специализированная школа закрытого типа (Убеевская). РГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Козловский детский дом» находится в стадии ликвидации.

Все таки семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году с целью, обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.
Во все времена о развитии страны судили по положению семьи и детей в обществе и по отношению к ним государства.

В Чувашской Республике накоплен позитивный опыт по реализации государственной семейной политики, как одной из основных направлений государственной социальной политики. В республике выполняются в полном объеме все социальные стандарты в отношении семьи и детей, возложенные федеральным центром на субъекты Российской Федерации, выстроена последовательная система по оказанию мер социальной поддержки семей с детьми.

В целях реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, улучшения социально-экономического положения семей с детьми реализуются Законы Чувашской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», «Об организации работы по опеке и попечительству», республиканские целевые программы «Дети Чувашии», демографического развития Чувашской Республики и др. Сегодня важнейшим инструментом реализации семейной политики, поддержки и укрепления семьи как основополагающего социального института являются учреждения социального обслуживания семьи и детей. Сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей состоит из 4 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 5 центров социальной помощи семье и детям, 1 социального приюта для детей и подростков, 1 реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 6 отделений по работе с семьей и детьми при центрах социального обслуживания населения. Через эту сеть учреждений в 2009 году предоставлены различные виды услуг около 40 тыс. семьям, около 31,0 тыс. несовершеннолетним.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты