В Омском регионе территориальное общественное самоуправление появилось задолго до того, как появился первый нормативный правовой акт о территориальном общественном самоуправлении. Его органы впервые возникли в Центральном административном округе в 1992 г.[18]
Под территориальным общественным самоуправлением в городе Омске понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Омска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.[19] Оно строится на принципах: свободы выбора гражданами форм самоуправления; защиты прав и интересов населения; широкого участия жителей в выработке, принятии и реализации решений местного значения; самостоятельности в определении и реализации приоритетов развития территорий; выборности органов территориального общественного самоуправления, их ответственности перед населением территории; гласности и учета общественного мнения; сочетания интересов самоуправляемой территории с интересами муниципального образования и государственными интересами.[20]
Особенность организации ТОС заключается в том, что для его деятельности достаточно механизмов самоорганизации населения, его учреждение на той или иной территории не является обязательным в отличие от местного самоуправления.[21] Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Границы территории, на которой оно осуществляется, устанавливается представительным органом поселения по предложению населения (как правило, на собраниях или конференциях), проживающего на данной территории.[22]
В целях представления интересов населения, проживающего на соответствующей территории, ТОС г. Омска вправе:
1) привлекать население к участию на добровольной основе в мероприятиях по обеспечению сохранности жилищного фонда, санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории города;[23]
Это является одним из приоритетных направлений деятельности КТОСов. Традиционными стали рейды по санитарному состоянию территории и по вопросам ЖКХ, в том числе проведение субботников, месячников по санитарной очистке, благоустройству территории микрорайонов, участие в городских и окружных конкурсах;[24]
2) содействовать соответствующим организациям, управляющим жилищным фондом, предоставляющим коммунальные услуги, в улучшении качества содержания жилищного фонда, в проведении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа, воды;
3) обращаться с инициативой в Администрацию города Омска по формированию планов социально-экономического развития территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление;
4) проводить информационно-разъяснительную работу с населением, а также опросы в целях изучения общественного мнения;[25]
5) содействовать в организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с жителями города Омска;
6) содействовать в проведении мероприятий по предупреждению правонарушений, охране общественного порядка, обеспечению пожарной безопасности;
7) содействовать в организации и принимать участие в проведении социально значимых работ на соответствующей территории;[26]
8) участвовать в разработке и реализации общегородских целевых программ;
9) вносить предложения по вопросам обеспечения жителей города Омска услугами связи, общественного питания, торговли, бытового и транспортного обслуживания и другим вопросам местного значения;
10) вносить предложения в органы местного самоуправления города Омска по решению вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства;
11) участвовать совместно с органами местного самоуправления города Омска в обсуждении вопросов в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
12) вносить предложения по созданию условий для организации досуга, массового отдыха граждан, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых культурно-массовых мероприятиях;
Территориальное общественное самоуправление представляет собой целостную организационную систему, которая включает в себя: общие собрания, конференции жителей; органы территориального общественного самоуправления (комитеты, ревизионные комиссии).
Собрания и конференции жителей являются высшей формой проявления прямой демократии в данной системе. В связи с этим к их исключительным полномочиям отнесены вопросы принятия устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов ТОС; определение основных направлений его деятельности; утверждения сметы доходов и расходов и отчетов о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС. Собрание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция – если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов (от дома, улицы и т. д.) представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Решения, принимаемые на собраниях или конференциях жителей, носят обязательный характер для органов территориального общественного самоуправления.[27]
Современный процесс формирования гражданского общества в РФ немыслим без развития активности населения в управлении.[28] Люди, живущие в пределах одной территории, представляют правовую форму объединения населения, способную преобразовать местное хозяйство, повышать качество услуг, развивать местное производство в соответствии со своими интересами.[29] На муниципальном уровне возможность гражданского участия реализуется через органы территориального общественного самоуправления. Данный институт призван способствовать воспитанию гражданского самосознания, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения, организации его активного сотрудничества с властью. Муниципальная власть без поддержки и доверия населения лишь дублирует власть государственную.[30]
Органы ТОС создаются по инициативе жителей и избираются на собраниях или конференциях граждан. Они представляют интересы населения соответствующей территории во взаимоотношениях с другими субъектами. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами и сложившейся практикой не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности на собрании граждан или конференции жителей. По инициативе жителей отчеты могут проводиться и во внеочередном порядке, а также заслушиваться отчеты отдельных членов территориального общественного самоуправления, его комиссий. Принятые решения в пределах их полномочий для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан на данной территории носят рекомендательный характер.[31]
Назначение территориальных органов местного самоуправления – стать составными элементами муниципального управления и выразителями интересов и инициатив населения, которые они представляют.
Для формирования собственной финансовой самостоятельности территориальных общественных образований в Омске в 1998 г. в каждом округе были созданы Фонды объединения и развития территориального общественного самоуправления.[32]
Таким образом, организационная система ТОС основана на сочетании форм непосредственной и представительной демократии, что существенным образом отличает его от всех других форм прямого волеизъявления населения.[33]
Созданная система территориального общественного самоуправления позволяет более эффективно решать вопросы содержания, текущего и капитального ремонта жилищного фонда, общественного порядка и санитарного состояния территории городов. В сельских поселениях территориальное общественное самоуправление пока не нашло широкого применения, вопросы местного значения решаются при участии депутатов и общественности поселений.[34]
Итак, в г. Омске территориальное общественное самоуправление появилось задолго до появления первого правового акта о территориальном общественном самоуправлении. Основная цель которого заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной формой реализации этой цели является организация специальных органов, ответственных за решение текущих вопросов территориального значения и взаимодействия с местными органами власти. В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС), которые впервые возникли в Центральном административном округе в 1992 г. Их формирование происходило с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления. В городе Омске действует более 70 КТОСов, в которых работает около 1000 человек. Развитие территориального общественного самоуправления, представляющего собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию.
1.3 Организационная структура ТОС
Конституция Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления[35].
Местное самоуправление как самый близкий к населению уровень публичной власти должно основываться на активном участии жителей муниципальных образований в решении вопросов местного значения.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ расширил печень форм прямого волеизъявления граждан[36].
Впервые в закон были включены: голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; публичные слушания; конференция граждан; опрос граждан. Таким образом, эти формы непосредственной демократии делятся на две группы.
Первая группа – формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются: местные референдумы; муниципальные выборы; голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований; сходы граждан в малых муниципальных образованиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11