Правовое обеспечение организационной структуры органов территориального общественного самоуправления

Современная система территориального общественного самоуправления города Омска включает в себя 5 Фондов развития (объединения и развития) ТОС административных округов города Омска, которые объединяют 133 органа территориального общественного самоуправления города Омска, в том числе: 76 комитетов территориального общественного самоуправления и 57 ревизионных комиссий территориальных общественных самоуправлений, в составе которых 1052 члена комитета территориального общественного самоуправления и 173 члена ревизионных комиссий. Ревизионные комиссии являются самостоятельными органами территориального общественного самоуправления, и члены ревизионных комиссий не могут быть одновременно членами комитетов территориального общественного самоуправления.

В структуру комитетов территориального общественного самоуправления входят (Приложение 1):

- 3464 старших по дому,

- 491 председатель квартального комитета (квартальный),

- 73 домовых комитета (комиссии по сохранности жилищного фонда и благоустройству), в составе которых 483 члена домовых комитета.

Для успешной работы ТОС в городе Омске создаются необходимые условия. Созданы Совет по ТОС при Мэре города Омска, рабочая группа по решению вопросов организации и совершенствования деятельности органов ТОС города Омска. Осуществляется правовое, экономическое, информационное и методическое сопровождение ТОС органами местного самоуправления города Омска.

Активным участникам ТОС предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 25 декабря 2006 г. № 374-п «Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям членов органов территориального общественного самоуправления и их структурных единиц компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города Омска».

В 2006 году разработана и утверждена постановлением Мэра города Омска от 15 февраля 2006 года № 43-п «Концепция развития территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы» (далее – Концепция). Решением Омского городского Совета утверждено новое Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске. Эти документы прошли общественную экспертизу участников ТОС города Омска: на стадии согласования эти документы обсуждались на общественных слушаниях во всех административных округах города Омска.

В 2005 году при разработке Концепции были определены основные факторы, сдерживающие развитие ТОС на территории города Омска:

Основные факторы, сдерживающие развитие ТОС на территории города Омска

- недостаточное правовое обеспечение функционирования ТОС;

- низкая активность населения и отсутствие готовности жителей брать на себя ответственность за осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения;

- низкая степень взаимодействия органов ТОС с населением, некоммерческими объединениями, малым и средним бизнесом;

- отсутствие у представителей ТОС навыков выбора направлений деятельности, системного планирования, разработки проектов и программ;

- низкий уровень информирования населения города Омска о деятельности органов ТОС;

- ограниченное количество источников финансирования.

Для устранения этих сдерживающих развитие ТОС факторов Администрацией города Омска совместно с представителями ТОС города Омска в 2005-2006 годах проводится работа по правовому обеспечению ТОС, развитию активности населения в вопросах местного значения, развитию навыков участников ТОС в выборе направлений деятельности, в разработке проектов и программ. Принимаются меры для повышения уровня информированности населения в вопросах деятельности территориального общественного самоуправления.

В целях реализации Концепции и создания условий для развития территориального общественного самоуправления в г. Омске разработана и утверждена Решением Омского городского Совета от 7 июня 2006 года № 367 общегородская целевая программа «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы».

Общегородская целевая программа «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы»

Планом мероприятий и работ по реализации программы предусматривается правовое, методическое и материально-техническое обеспечение организации территориального общественного самоуправления, организационная поддержка деятельности территориального общественного самоуправления, проведение конкурсов территориального общественного самоуправления и мероприятий по обеспечению информирования населения о развитии территориального общественного самоуправления.

Надо отметить, что при разработке Программы использованы результаты опроса населения, представителей территориального общественного самоуправления города Омска, сбора и обработки статистической информации и предложений актива территориального общественного самоуправления. В ней использованы предложения активистов территориального общественного самоуправления города Омска: все 76 комитетов территориального общественного самоуправления города Омска приняли участие в ее разработке и направляли в Администрацию города Омска свои предложения для включения в Программу.

С принятием программы развития территориального общественного самоуправления территориальное общественное самоуправление города Омска получило новый импульс в своем развитии.

Основные задачи общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы»:

- обеспечение правовых, финансово-экономических и иных гарантий развития территориального общественного самоуправления в городе Омске;

- создание системы взаимодействия органов местного самоуправления города Омска и органов территориального общественного самоуправления города Омска по вопросам местного значения;

- создание условий для эффективного решения органами территориального общественного самоуправления города Омска проблем самоуправляемых территорий;

- обеспечение информационной поддержки органов территориального общественного самоуправления города Омска;

- содействие обмену опытом между органами территориального общественного самоуправления города Омска;

- создание условий для включения жителей в процессы развития и укрепления территориального общественного самоуправления в городе Омске.

На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы. Взаимодействие территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления наделяют территориальное общественное самоуправление широким объемом прав, которые обеспечивают им возможность активно участвовать в решении своих уставных задач, вопросов местного значения; содействуют созданию ТОСов, процессу их организационного оформления, оказывают организационную помощь в осуществлении их функций; оказывают им материальную помощь и поддержку; стимулируют активность ТОСов и их членов путем установления различных мер поощрений за достигнутые успехи. Руководители КТОСов принимают участие в работе органов местного самоуправления, с право совещательного голоса. Взаимодействие территориального общественного самоуправление с населением происходит по следующим направлениям: контакты с органами власти по поводу решения проблем населения; решение жилищно-коммунальных проблем; социальная и консультационная помощь населению; организация детских спортивных мероприятий; информирование населения о деятельности на территории; финансовая поддержка малообеспеченных семей, работа с инвалидами, пенсионерами; содействие трудоустройству молодежи.



Глава 3. Особенности нормативно-правового регулирования КТОС в КАО г. Омска

В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС). Они сформированы с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической и производственной инфраструктуры, географического положения.[40] В период между собраниями, конференциями граждан осуществляют компетенцию территориального общественного самоуправления.[41]

В структуру КТОСа вошли домовые и квартальные комитеты, домовые советы, старшие по дому и квартальные, которые ранее и существовали, и выполняли функции органов общественного самоуправления по сохранности, ремонту жилого фонда и благоустройству территории автономно. 76 комитетов ТОС распределились по округам следующим образом: в Кировском – 16, Ленинском – 15, Октябрьском – 11, Советском – 18, Центральном – 16. Первый КТОС появился в поселке Загородном Центрального района еще в 1992 г. и более года оставался единственным. Центральный округ оказался самым активным в образовании комитетов самоуправления. Его территория была окончательно поделена на самоуправляемые уже в 1997 г., при этом первый нормативный документ о территориальном общественном самоуправлении появился только в 1996 г. Формирование КТОСов в других округах продолжалось до ноября 1999 г.

КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления, сами комитеты также регистрируются в течение одного месяца в органах местного самоуправления согласно Уставу г. Омска.

С момента регистрации своих уставов КТОСы могут наделяться правами юридического лица и подлежат в этом случае государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Статус юридического лица для органов территориального общественного самоуправления не является обязательным. Его наличие необходимо в случае участия КТОСа в гражданских правоотношениях; в настоящее время для их признания юридическими лицами, необходимо также иметь в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету.[42]

КТОС в пределах своих полномочий:

1) представляет интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях, конференциях граждан;

3) может осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между комитетом и органами местного самоуправления с использованием средств бюджета города Омска;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Омска, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.[43]

Специалисты выделяют в соответствии с Федеральным законом следующие их функции: управленческие, контрольно-эксперные, представительские, правоохранительные, воспитательные, информационные, правозащитные, экологические, благотворительные и др.[44]

Как правило, в комитетах на общественных началах работают от 5 до 25 человек, председатель и специалисты работают на платной основе, получая дифференцированные вознаграждения.[45] Комитеты вправе иметь собственную символику, средства массовой информации, оформлять и распространять на своей территории информационные материалы.[46]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты