Правовое положение Федеральной службы охраны РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации
1.1 Правовые основы деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации
1.2 Задачи органов Федеральной службы охраны Российской Федерации
Глава 2. Направление деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации
2.1 Виды деятельности органов Федеральной службы охраны Российской Федерации
2.2 Объекты охраны Федеральной службы охраны Российской Федерации
Заключение
Список нормативных актов и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Охрана высших лиц - важное звено в системе обеспечения безопасности государства. Высшие лица государства выступают атрибутами власти, носителями суверенитета, от их властных предписаний зависит реализация законов, государственных программ, решение задач государственной важности. Обеспечение охраны высших лиц государства это комплекс мероприятий, осуществляемый подготовленными сотрудниками и имеющий своей целью обеспечения жизни и личного здоровья высших лиц государства. История знает много примеров того как деструктивные политические силы, преследуя свои цели, использовали нелегитимное принуждение по отношению к должностным лицам государства. Яркий пример убийство президента США Дж. Кеннеди на торжественном митинге в Техасе. Одним выстрелом страна осталась не только без гаранта Конституции, но и без политического курса, решение задач государственной власти было поставлено под сомнение. Именно поэтому государство уделяет важное внимание деятельности в системе органов исполнительной власти органам государственной охране. Разработанность данной темы находится на довольно-таки высоком уровне, так как обеспечение жизни и личного здоровья высших лиц государства является одним из основополагающих факторов благополучия самого государства, общества, граждан.
Объект: исследуемые правоотношения, возникающие в области реализации функций федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемые на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Предмет: исследуемая совокупность отдельных правовых норм, институтов, а также конкретных правовых актов, регулирующих отношения в области государственной охраны составляет правовую основу данной деятельности.
Цель курсовой работы: исследовать правовое регулирование деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее ФСО России).
Задачи курсовой работы:
1. Выявить правовые основы деятельности ФСО России.
2. Охарактеризовать задачи органов ФСО России.
3. Обозначить виды деятельности органов ФСО России.
4. Рассмотреть объекты деятельности ФСО России.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
1. Правовое регулирование деятельности ФСО России осуществляется на основе международных договоров, Конституции Российской Федерации, Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, а так же иных нормативно-правовых актов.
2. Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью деятельности ФСО России.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовые основы деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации
Государственная охрана, как функция уполномоченных на ее осуществление государственных органов, в первую очередь представляет собой деятельность определенных государственных органов (лиц, являющихся служащими, работниками данных органов).
При исполнении возложенные на них функций, данные органы осуществляют взаимодействие с государственными органами и их должностными лицами, выполняющими иные, хотя и смежные функции, а также лицами (организациями) не имеющими прямого отношения к государственной охране, однако, в силу своей специализации и выполняемых функций, имеющих отношение к реализации функции государственной охраны.
Учитывая, что «государственная охрана представляет собой не только деятельность отдельных лиц (служащих), а деятельность конкретных организаций, исполнение функций которых осуществляется посредством взаимодействия друг с другом, служащие данных организаций, а также и сами организации находятся в постоянных отношениях, характер и объем которых определяется совокупностью прав и обязанностей каждого отдельного субъекта»[1].
В частности, в соответствии с п. 10 Положения о Федеральной службе охраны РФ, в рамках своей деятельности Федеральная служба охраны взаимодействует с «федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств»[2].
Естественно, что во избежание споров относительно компетенции каждого из субъектов исполняющих функции государственной охраны, а также организационных затруднений при осуществлении функции государственной охраны, имеющиеся между субъектами отношения должны иметь четкую и однозначную правовую регламентацию.
Совокупность отдельных правовых норм, институтов, а также конкретных правовых актов, регулирующих отношения в области государственной охраны составляет правовую основу данной деятельности.
Рассмотрим правовые акты, на основании которых осуществляется государственная охрана.
Являясь основным законом РФ, Конституция РФ является нормативным актом, который является не только непосредственным основанием осуществления государственной охраны, но и той базой, в соответствии с которой принимаются законы и подзаконные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения в области государственной охраны.
Во-первых, Конституция РФ, как основной закон определяет принципы построения законодательства РФ. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»[3].
Во-вторых, Конституция РФ определяет объем прав и обязанностей каждого из граждан, пределы осуществления данный прав, а также случаи и порядок их ограничения со стороны государства.
В-третьих, Конституция РФ определяет компетенцию отдельных ветвей власти РФ и порядок их взаимодействия.
Как источник правовых норм в области государственной охраны Конституция, в частности, ст. 91 определяет, что Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Федеральный закон "О государственной охране", как правовой акт, на основании которого осуществляется государственная охрана, является, по своему содержанию, специальным законом, закрепляющим основные положения в области государственной охраны, определяющим ее назначение, принципы и органы, непосредственно исполняющие данную функцию.
В частности, ст. 1 данного Закона закрепляет основные понятия, используемые в законе, а ст. 3 - принципы, на основании которых осуществляется государственная охрана.
Регулируя отношения, возникающие между субъектами, вступающими между собой во взаимодействие при реализации функции государственной охраны, рассматриваемый закон, как специальный правовой акт, определяет объекты государственной охраны, государственные органы, к компетенции которых отнесено исполнение данной функции, а также объем прав и обязанностей субъектов, осуществляющих государственную охрану. В частности, данный закон содержит правовые нормы, регулирующие порядок и условия применения сотрудниками органов, осуществляющих государственную охрану, физической силы, специальных средств и оружия.
Под другими федеральными законами, на основании которых осуществляется государственная охрана, следует понимать иные, не специальные законы, содержащие отдельные нормы права, регулирующие отношения в области государственной охраны, либо устанавливающие в данной области определенные правила. Например, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". В соответствии с п. "в" ст. 9 указанного закона, «сотрудники органов государственной охраны подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации»[4].
В соответствии со ст. 15 федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" «федеральные органы государственной охраны могут привлекаться к участию в проведение контртеррористических операций»[5].
Часть 1 ст. 45 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", определяет, что «прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства»[6].
Ряд положение о государственной охране содержится и в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", федеральном законе от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
К иным нормативным правовым актам РФ, на основе которых осуществляется государственная охрана, относятся указы Президента, постановления правительства, положения, содержащие соответствующие нормы права. Например, Указ Президента РФ от 19 июня 1996 г. N 938 "О Федеральной службе охраны Российской Федерации", которым Главное управление охраны Российской Федерации переименовано в Федеральную службу охраны Российской Федерации; "Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации", утвержденное указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013. Указанное положение определяет полномочия и организацию деятельности Федеральной службы государственной охраны. Указ Президента РФ от 8 июля 2003 г. N 759 "Об утверждении Положения о президентской связи" определяются предназначение президентской связи, виды этой связи и порядок ее предоставления.
К числу актов, содержащих положения относительно осуществления государственной охраны, следует относить и отдельные распоряжения. Например, Распоряжение Президента РФ от 12 мая 2003 г. N 243-рп "О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга", согласно которому «в целях обеспечения безопасности глав иностранных государств и правительств и других объектов государственной охраны, а также защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга, определен комплекс дополнительных охранных мер»[7]. Приказ Федеральной службы охраны РФ от 29 октября 2004 г. N 420 "Об утверждении Инструкции о порядке зачета военнослужащим федеральных органов государственной охраны в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу" определяет порядок зачета военнослужащим федеральных органов государственной охраны в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу.