Правовое положение Федеральной службы охраны РФ

В рамках своей деятельности ФСО Росси осуществляет «предоставление государственной охраны иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим»[19]. К данной категории относятся все лица, замещающие государственные должности кроме Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. Порядок и условия предоставления государственной охраны перечисленным лицам установлен ст. 8 Закона "О государственной охране".

В отличие от остальных объектов государственной охраны, государственная охрана иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и федеральных государственным служащим не носит обязательного характера, то есть в отношении данных лиц не предусмотрено обязательное применение мер государственной охраны на время их нахождения в соответствующей должности.

Государственная охрана перечисленным выше лицам предоставляется при необходимости. Конкретный перечень оснований, при наличии которых возникает необходимость осуществления в отношении данных лиц мер государственной охраны в Законе "О государственной охране" не содержится. Вместе с тем, исходя из самого понятия "государственная охрана", закрепленного в ст.1 Закона "О государственной охране" («государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер»[20]), следует, что государственная охрана предоставляется указанным лицам с целью обеспечения их безопасности. Таким образом, меры государственной охраны в отношении лиц, замещающих государственные должности РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и федеральных государственным служащим могут осуществляться в любых случаях, когда есть достаточные основания полагать, что данным лицам угрожает опасность причинения вреда жизни или здоровья и иные меры охраны не способны должным образом обеспечить их безопасность. Кроме того, государственная охрана может предоставляться и в случаях, когда существует угроза негативного влияния со стороны третьих лиц на действия или решения, принимаемые данными лицами в пределах своих должностных полномочий.

Решение о предоставлении данным лицам государственной охраны принимается Президентом РФ при наличии такой необходимости по представлениям по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Председателя Конституционного Суда РФ.

Одним из видов деятельности ФСО Росси является обеспечение безопасности глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств.

Отметим, два вида государственной охраны, предоставляемой иностранцам и, соответственно, две категории иностранных граждан, которым предоставляется государственная охрана. В качестве двух видов государственной охраны, предоставляемой иностранным гражданам можно рассматривать государственную охрану, предоставляемую иностранным гражданам в обязательном порядке на основании Закона "О государственной охране" и государственную охрану, предоставление которой не носит обязательного характера, однако может быть предоставлена конкретному лицу на основании распоряжения Президента РФ.

К первой категории иностранных граждан, которым предоставляется государственная охрана, относятся главы иностранных государств и правительств (официальные представители иностранного государства в РФ), члены их семей в период пребывания на территории РФ. Официальным представителям иностранного государства государственная охрана предоставляется в обязательном порядке.

Вторая категория - иные иностранные государственные, политические и общественные деятелей которые не являются официальными представителями иностранного государства. Закон "О государственной охране" не предусматривает обязательный порядок предоставления данной категории иностранных граждан государственной охраны, однако, отдельным распоряжением Президента РФ данным лицам может быть предоставлена государственная охрана в объеме мер, обеспечивающих безопасность конкретного государственного, политического или общественного деятеля иностранного государства.

Таким образом, основным видом деятельности ФСО России является предоставление государственной охраны Президенту Российской Федерации, а также лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации. Необходимо отметить, что государственная охрана предоставляется лицам в течение срока их полномочий (на время нахождения в соответствующей должности). Следует отметить, что в отличие от Президента РФ, который не может отказаться от государственной охраны, в отношении данных лиц такое правило законодателем не установлено.


2.2 Объекты охраны Федеральной службы охраны Российской Федерации

Под объектами государственной охраны понимаются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6 Федерального закона «О государственной охране» определяет перечень данных лиц. В соответствии с положениями рассматриваемой статьи, к лицам, которым предоставляется государственная охрана, относятся: Президент РФ и определенные Федеральным законом "О государственной охране" лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления государственной охраны Президенту РФ определен в ст. 7 Федерального закона "О государственной охране". В соответствии с положениями указанной статьи, «государственная охрана предоставляется непосредственно Президенту РФ, а также членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его в поездке или на рабочей встрече»[21]. Государственная охрана предоставляется Президенту на срок его полномочий. Также, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственной охране", «государственная охрана предоставляется Президенту и по истечению срока нахождения в данной должности. В этом случае государственная охрана предоставляется пожизненно»[22].

Особенностью предоставления государственной охраны Президенту РФ, исполняющему полномочия, является то обстоятельство, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственной охране", в период осуществления своих полномочий, Президент РФ не имеет право отказаться от государственной охраны. В отношении остальных объектов государственной охраны такие ограничения не установлены.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О государственной охране" к лицам, замещающим государственные должности РФ, которым государственная охрана предоставляется в обязательном порядке, относятся:

- Председатель Правительства Российской Федерации. Рассмотрим подробнее правовой статус Председатель правительства РФ. В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", «Председатель правительства РФ возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Находясь на должности, Председатель Правительства РФ представляет Правительство РФ в РФ и за пределами ее территории; ведет заседания Правительства РФ и обладает правом решающего голоса; подписывает акты (постановления и распоряжения) принимаемые Правительством РФ, а также представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, а также представления о наложении на своих заместителей и федеральных министров дисциплинарных взысканий (в случае совершения проступка) и об их поощрении; распределяет между членами Правительства РФ обязанности»[23]. Также на Председателя Правительства РФ возложена обязанность по систематическому информированию Президента РФ о работе Правительства.

- Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии со ст. 95 Конституции РФ, Совет Федерации является одной из палат Федерального собрания. В соответствии со ст. 95 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок избрания Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ определен Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания, утвержденным Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

- Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии со ст. 95 Конституции РФ, Государственная Дума является одной из палат Федерального собрания. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии со ст. 3 указанного закона, «225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками»[24].

- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;

- Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

- Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- Генеральный прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, Генеральный прокурор РФ возглавляет Прокуратуру РФ (в соответствии с указанной статьей Конституции, прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ).

Данным лицам государственная охрана предоставляется на срок осуществления ими своих полномочий.

Иным лицам, замещающим государственные должности РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим государственная охрана может предоставляться в исключительных случаях, то есть, ее предоставление указанным лицам не носит обязательного характера. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной охране", указанным лицам государственная охрана предоставляется по специальному решению Президента в исключительных случаях. Круг данных случаев не определяется законом. Под такими случаями следует понимать ситуации связанные с наличием непосредственной и реальной угрозы жизни или здоровью указанным служащим со стороны третьих лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты