Правовое положение космического пространства и космических объектов
Международный университет в Москве
Юридический факультет
Курсовая работа
по дисциплине
«Актуальные проблемы международного права»
Правовое положение космического пространства и космических объектов
Студентка
Дата сдачи_______________
Астрова Яна
Группа: ЮР-42
Дата защиты_____________
Научный руководитель
К.ю.н. Антонов Игорь Петрович
Оценка__________________
Москва
2008
План
Введение.
Глава 1. «Правовое положение космического пространства»
1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование
1.2 Основные принципы использования космического пространства
1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел
1.4 Делимитация воздушного и космического пространства
1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты
Глава 2. «Правовой статус космических объектов»
2.1 Понятие космических объектов
2.2 Регистрация космических объектов
2.3 Спасание и возвращение космических объектов
Заключение
Библиография
Введение
В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.
И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.
Международное космическое право – довольно молодая, но от этого не менее важная отрасль международного права. Несмотря на то, что эта отрасль появилась сравнительно недавно, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса? Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной научно-технической деятельности.
Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества.
Специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.
Юристы различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным.
Однако общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Не будучи распространенными и на космос, эти нормы утратили бы свое значение как всеобщие и общепризнанные, и тогда перестала бы существовать та общая платформа, на основе которой возможно единое понимание и толкование специальных норм международного права и конкретных положений международных договоров. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международных отношений.
Следует подчеркнуть, что все отрасли международного права основываются и должны соответствовать его общим принципам и нормам. Распространение на космос общих правовых принципов имеет важное практическое значение, представляющее чисто “земной” интерес.
В космосе, так же как на Земле, в воздухе и на море, действуют люди. Следовательно, при регулировании международных отношений в любой сфере деятельности необходимо исходить, прежде всего, из интересов человечества, а не из специфики физических свойств той или иной среды или особенностей технических средств ее освоения.
Специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства — члены ООН признали необходимым рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения, в соответствующее время в будущем, правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.
Необходимость международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства вытекает из того факта, что космическая деятельность затрагивает интересы многих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Прежде всего, само космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира. Например, телевизионные передачи с помощью спутников непосредственно на бытовые телевизоры могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов; метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.
Учет всего этого привел специалистов к выводу, что космическая деятельность носит глобальный характер, не ограничиваясь национальными рамками государства, непосредственно ее осуществляющего.
В данной работе я постараюсь дать точное и полное определение космического пространства и космической деятельности, как основополагающих понятий данной отрасли права, а также рассмотреть правовой режим деятельности в космическом пространстве, использования космических тел и объектов государствами. И конечно, нельзя оставить без внимания основные принципы, которым должны подчиняться и следовать государства при осуществлении свои прав по использованию и исследованию космоса.
Глава 1. Правовое положение космического пространства
1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование
Термин “космическое пространство” употребляется в одном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз. Вместе с тем в международном космическом праве определение этого понятия отсутствует.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI) от 19 декабря 1966 г. Комитету ООН по космосу было поручено начать “изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства и использования космического пространства и небесных тел”[1].
Вопрос об определении понятия космического пространства обсуждается в неразрывной связи с деятельностью по его использованию. Это, несомненно, свидетельствует о том, что понятие космического пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности.
Вопрос об определении понятия космического пространства продолжает оставаться в повестке дня Комитета ООН по космосу.
Космическое пространство (космос) — пространство за пределами земной атмосферы. Атмосфера — это газовая оболочка Земли, 99% которой сконцентрировано в слое до высоты 30—35 км от земной поверхности. Эти понятия относительно условны, поскольку молекулы воздуха обнаружены на высотах в несколько сотен тысяч километров.
С точки зрения использования надземного пространства для полетов летательных аппаратов полеты аэродинамических летательных аппаратов возможны до высоты 65 км. На высотах 65—150 км возможны полеты авиационно-космических летательных аппаратов. Высоты от 150 до 1000 км считаются ближним космосом, а свыше 1000 км дальним космосом.
Космические летательные аппараты, в отличие от воздушных судов, не рассчитаны на использование аэродинамической подъемной силы. Напротив, они предназначены для орбитального инерционного передвижения в безвоздушном пространстве (что не исключает маневры и коррекции орбит). На полеты космических аппаратов влияет также гравитация (сила притяжения) Земли и других планет.
Для осуществления инерционного космического полета необходимо при выходе объекта на околоземную орбиту достижение им космической скорости (около 8 км/с). Для выхода объекта из сферы действия тяготения Земли необходимо достижение 2-й космической скорости (около 11 км/с), а для выхода за пределы Солнечной системы — 3-й космической скорости (около 16,6 км/с).
Международная авиационная федерация (ФАИ) регистрирует полет как космический, начиная с высоты 100 км. На этой высоте космический аппарат может совершить полный орбитальный виток вокруг Земли, после чего начинается его вход в плотные слои атмосферы, торможение и падение на Землю (если объект не сгорает в плотных слоях атмосферы).
С точки зрения международного права деление надземного пространства на воздушное и космическое необходимо из-за различий в правовых режимах этих двух пространств.
Воздушное пространство по международному праву делится на национальное (находящееся над территорией государства и входящее в сферу его полного и исключительного территориального суверенитета) и международное (находящееся за пределами государственных воздушных территорий)[2].
Не существует также и договорного определения понятия “космическая деятельность”. Деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства (включая естественные небесные тела внеземного происхождения) получила название космической. Первое официальное упоминание понятия космической деятельности (outer space activities) в международном документе встречается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. В международном договоре оно впервые использовано в преамбуле Конвенции об учреждении Европейской организации по проектированию и созданию ракет-носителей (ЭЛДО) от 29 марта 1962 г.
Использование термина “космическая деятельность” дает основание считать, что государства не ограничивают его деятельностью исключительно в космическом пространстве, но относят к нему и деятельность на Земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве. Из этого исходит и Договор по космосу 1967 года, устанавливающий принципы деятельности государств и на Земле, если эта деятельность имеет отношение к исследованию и использованию космического пространства (например, ст. VII договора).
Встает вопрос о том, на какую деятельность распространяются нормы и принципы космического права. В настоящее время толкование понятия космической деятельности зависит от подхода к этому вопросу со стороны того или иного государства. Тем не менее, можно считать, что под космической деятельностью подразумевается размещение созданных человеком предметов на околоземных орбитах (в околоземном пространстве), в межпланетном пространстве (за пределами сферы земного тяготения), на поверхности Луны и других небесных тел. Иногда к понятию космической деятельности относят также вертикальный запуск предметов на большие высоты с помощью ракетной техники с их последующим возвращением на Землю без выхода на околоземную орбиту (суборбитальные запуски).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9