Правовое положение космического пространства и космических объектов

К понятию космической деятельности, бесспорно, относятся также действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных или управляемых по радио с Земли) аппаратов и приборов на борту космических объектов, включая выход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел.

Таким образом, понятие космической деятельности связывается с деятельностью в космической среде, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.

Можно ли считать космической деятельностью операции на Земле, если они не завершились успешным помещением объекта в космическом пространстве? Иначе говоря, подлежат ли регулированию нормами и принципами международного космического права те правоотношения, которые могут сложиться в результате неудачного запуска космического объекта? Прямого ответа на эти вопросы современное международное право не дает. Соглашение «О спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство», исходит из того, что его положения относятся к объектам, запущенным в космическое пространство. С другой стороны, Конвенция «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», прямо устанавливает, что “термин “запуск” включает попытку запуска” (п. b ст. I). Следовательно, для того чтобы подпадать под действие норм конвенции, соответствующие операции должны иметь связь не обязательно с реальной космической деятельностью, но и с намерением ее осуществить. Договор по космосу 1967 года предусматривает международную ответственность за ущерб, причиненный объектами, запуск которых в космическое пространство осуществлен или только организован и производится (ст. VII). Статья IX договора регулирует даже те правоотношения, которые могут возникать в связи с планированием деятельности в космическом пространстве.

По-видимому, на настоящем этапе в вопросе определения космической деятельности следует исходить в каждом конкретном случае из соответствующих положений международных договоров, применимых к данному правоотношению.

Российская доктрина исходит из того, что космическое право призвано регулировать деятельность государств по освоению космоса независимо от места ее осуществления.

В последние годы представители ряда развивающихся стран все настойчивее выступают и в доктрине, и в международных организациях с концепцией провозглашения некоторых территорий общего пользования и их ресурсов “общим наследием человечества”. Утверждается, что основным недостатком Договора по космосу 1967 года является то, что он, хотя и интернационализировал ресурсы космического пространства и небесных тел, не устанавливает правового режима, который позволил бы достичь этой цели. Отстаивая тезис о том, что весь космос интернационализирован, отдельные авторы допускают и противоречивые высказывания. Так, по их мнению, статус космического пространства выражается формулой res extra cornmercium (вещь, изъятая из оборота) и не является res communis (общей вещью). Вместе с тем доказывается, что космос принадлежит всему “мировому сообществу”, “международному сообществу” и т. п., что, по существу, возвращает к формуле “общая вещь”.

Между тем по смыслу Договора по космосу 1967 года космическое пространство и небесные тела являются “вещью, изъятой из оборота”, то есть не подлежат присвоению. Они находятся в общем пользовании, но не являются “общей собственностью”, или “общей вещью”. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Договор по космосу признает “достоянием всего человечества” исследование и использование космоса (иначе говоря, результаты деятельности по исследованию и использованию космоса), но не сам космос[3].

1.2 Основные принципы использования космического пространства

Заинтересованность всех государств в исследовании и практическом использовании космоса, потенциальное влияние космической деятельности на все государства, опасность военного использования космоса поставили на повестку дня вопрос о его правовом режиме.

Уже через год после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли Генеральная Ассамблея ООН признала «общий интерес человечества в космическом пространстве»[4].

Резолюция ГА ООН 1472 (ХIV) от 12 декабря 1959 г. содержит следующие элементы, относящиеся к режиму космического пространства и к космической деятельности:

• общая заинтересованность всего человечества в развитии использования космического пространства в мирных целях;

• исследование и использование космоса должны быть направлены на пользу государствам, независимо от уровня их экономического или научного развития;

важность международного сотрудничества в деле изучения и освоения космоса в мирных целях;

• обязанность ООН содействовать международному сотрудничеству в использовании космоса в мирных целях.

Резолюция ГА ООН 1721 (ХУI) от 20 декабря 1961 г. добавила к ним новые важные положения:

• международное право, включая Устав ООН, распространяется на космос и небесные тела;

• космос и небесные тела должны быть доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом;

• космос и небесные тела не подлежат присвоению государствами.

Все упомянутые выше положения резолюций ГА ООН легли в основу Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, которая была единогласно принята в ООН 13 декабря 1963 г. (резолюция 1962 (ХVIII).

Данная декларация, в свою очередь, легла в основу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., открытого для подписания 27 января 1967 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне и вступившего в силу 10 октября 1967 г.[5]

Выделяют следующие общие принципы международного космического права:

Ø  Принцип суверенного равенства.

Одним из основных принципов является принцип равноправия государств. В Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, который гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов" (ст.2). Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы управления международными отношениями в целом.

Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила.

Применительно к космической деятельности этот принцип также означает равенство всех государств, как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с её осуществлением[6].

Принцип равноправия нашёл отражение в Договоре по космосу 1967 года, в ст.1 которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а также устанавливается за государствами право осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел (а также на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении или возможности для наблюдения за полётом космических объектов)[7].

Ø  Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Являясь одним из основных принципов международного права, принцип неприменения силы или угрозы силой в равной мере применим к любой сфере международной деятельности государств. Ко всем областям их взаимоотношений. Это справедливо и в отношении космической деятельности, которая, согласно Договору по космосу 1967 года, должна осуществляться “в соответствии с международным правом. включая Устав ООН в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания”.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 55/32 от 20 ноября 2000 г. призывает все государства, в частности те, которые обладают крупным космическим потенциалом, активно содействовать достижению цели мирного использования космического пространства и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве и воздерживаться от действий, противоречащих этой цели и существующим международным договорам, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества.

Сегодня правовой режим космического пространства и небесных тел регулируется серией резолюций ГА ООН (особое значение из которых имеет резолюция 1962 (XVIII), провозгласившая единогласно Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Договор по космосу 1967 г. устанавливает различный режим в отношении собственно космического пространства и небесных тел. В ст. IV Договора установлено, что Луна и другие небесные тела используются “исключительно в мирных целях”. Другими словами, современное международное право полностью исключает военное использование небесных тел и не запрещает военное использование собственно космоса. Однако и использование космоса должно соответствовать международному праву, включая Устав ООН.

В Договоре по космосу 1967 г., закрепившем обязательство государств -участников использовать Луну и другие небесные тела “исключительно в мирных целях” перечислены виды деятельности, которые запрещаются на Луне. а именно -“создание военных баз. сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия и проведение военных маневров”. Очевидно, что этот перечень не является исчерпывающим.

Важную меру по ограничению военного использования космоса предусматривает подписанный в 1963 г. Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, инициатором заключения которого явился СССР. Ст.1 договора содержит обязательства государств -участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: а) в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море ...” Положения этого договора стали широко признанными нормами международного права.

Серьезным шагом на пути ограничения военного использования космоса стало заключение в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или иного другого враждебного использования средств воздействия на природную среду, в которой закрепляется обязательство государств - участников “не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству - участнику”. В понятие природной среды Конвенция включает и космическое пространство.

И всё же пока нет правовых гарантий предотвращения использования космоса в военных целях. Представляется, что сегодня необходимо прислушаться к призывам Генеральной Ассамблеи и принять необходимые меры, направленные на установление такого правового режима космического пространства, который решал бы эту задачу[8].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты