Правовое положение космического пространства и космических объектов

Луна и другие небесные тела объявлены полностью демилитаризованными и нейтрализованными: запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров, а также установка на них любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Луна и другие небесные тела используются «исключительно в мирных целях».

Существует такой принцип, как оказание космонавтам всемерной помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космосе, включая небесные тела, космонавты различных государств должны оказывать друг другу возможную помощь. Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот космический корабль.

Эти принципы обеспечивают возможность государствам использовать результаты космических исследований в области изучения физических свойств космического пространства, космической метеорологии, космической биологии и медицины, космической связи, изучение природной среды с помощью космических средств в различных отраслей народного хозяйства.

Будучи подкрепленной этими принципами, космическая деятельность вносит значительный вклад в продвижение взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в области науки и техники, предоставляя неограниченные возможности для кооперации усилий государств путем обмена результатами исследований, проведения совместных работ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Великие перспективы, открывающиеся перед человечеством в результате проникновения человека в космос, в сочетании со всеобщей заинтересованностью в процессе исследования и использования космического пространства делает такое сотрудничество важным инструментом развития взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами.

В большинстве случаев отраслевые принципы, так же как и основные принципы международного космического права являются договорными.

В основании этих принципов в соответствии с Договором о космосе 1967 года лежат основные права и обязанности государств при исследовании и использовании космоса, которые будут рассмотрены далее.

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

Помимо того, что все государства обязаны уважать основные элементы международно-правового режима космического пространства и небесных тел, договоры и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН определяют ряд прав и обязанностей субъектов международного права, которые также характеризуют правовой режим использования космоса и небесных тел.

К основным правам относятся:

·        каждое государство, независимо от степени его экономического или научного развития, имеет право осуществлять исследование и использование космоса и небесных тел без какой-либо дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;

·        свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;

·        если государства осуществляют исследование и использование космоса и небесных тел, они должны делать это на благо и в интересах всех стран исходя из того, что исследование и использование космоса «являются достоянием всего человечества»;

·        государства имеют право использовать для научных исследований или каких-либо иных мирных целей на Луне и других небесных телах военный персонал и любое оборудование или средства;

·        сохранять юрисдикцию и контроль за запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местонахождения;

·        запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основания полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному использованию и исследованию космоса;

·        обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);

·        право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления) все станции, установки и космические корабли на небесных телах;

·        государства имеют право собирать на небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности станций на Луне;

·        за государствами сохраняется право собственности на запущенные космические объекты вне Зависимости от их местонахождения;

·        государства имеют право создавать системы международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников при соблюдении определенных Условий;

·        государства имеют право осуществлять дистанционное зондирование Земли из космоса с соблюдением определенных условий;

·        государства имеют право использовать на борту космических объектов ядерные источники энергии с соблюдением определенных условий;

Помимо прав государства несут определенные обязанности, а именно:

·        государства должны содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса и небесных тел и поощрять такое сотрудничество;

·        государства обязаны осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса и небесных тел в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;

·        государства обязаны рассматривать космонавтов как «посланцев человечества в космос» и оказывать им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки за пределами территории запускающего государства;

·        государства обязаны немедленно информировать другие государства и Генерального секретаря ООН об установленных явлениях, которые могли бы быть опасны для космонавтов;

·        государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космосе и за ущерб, причиненный запускаемыми космическими объектами;

·        государства обязаны заносить данные о запущенных космических объектах в национальные регистры и сообщать Генеральному секретарю ООН данные для ведения международного реестра;

·        государства обязаны возвращать обнаруженные космические объекты государству регистрации;

·        при исследовании и использовании космоса государства должны избегать его вредного загрязнения и неблагоприятных изменений Земной среды вследствие доставки внеземного вещества;

·        при осуществлении космической деятельности государства обязаны особо учитывать потребности развивающихся стран.


1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

Между правовыми режимами воздушного и космического пространства имеются существенные различия.

Воздушное пространство делится на национальное и международное, а космическое пространство неделимо и на всем его протяжении находится в общем пользовании.

В космосе и на небесных телах запрещено размещать ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а для воздушного пространства такого ограничения не установлено.

государства не обязаны исследовать и использовать воздушное пространства на благо и в интересах всех стран, как это предусмотрено в отношении космоса.

Государства не несут материальную ответственность за ущерб, причиненный воздушными судами, которые принадлежат самостоятельным, юридическим лицам, но несут материальную ответственность за всю национальную космическую деятельность.

Не учреждено единого международного реестра для воздушных судов.

Государства не имеют права осуществлять дистанционное зондирование территорий иностранных государств из их воздушного пространства без особых на то соглашений.

При осуществлении авиационной деятельности государства не обязаны особо учитывать потребности развивающихся стран.

Эти и другие различия ставят на повестку дня вопрос об установлении верхней границы воздушного пространства и нижней границы космического пространства.

Как было отмечено выше, естественной границы между воздушным пространством и космосом не существует. Отсутствие границы между воздухом и космосом затрудняет контроль государств за неприкосновенностью своих суверенных прав на национальную территорию, частью которой является воздушное пространство. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2222 (ХХI) от 19 декабря 1966 г поручила Комитету ООН по космосу начать изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства.

В процессе обсуждения этого вопроса в Комитете ООН по космосу и в доктрине преобладают в основном два подхода — высотный и функциональный.

Согласно первому, необходимо установить условную договорную границу между двумя пространствами.

Согласно второму, в этом нет необходимости, а различать авиационную и космическую деятельность можно в зависимости от назначения (функций) летательного аппарата.

Слабость второго подхода заключается в том, что научно-технический прогресс приводит к созданию гибридных летательных аппаратов, способных перемещаться и маневрировать как в воздухе, так и в космосе. И это может затруднить определение правомерности и противоправности использования соответствующего в летательного аппарата. Это уже породило концепцию об относительности принципа государственного суверенитета на воздушное пространство над его территорией, а также привело к разработке теорий о едином воздушно-космическом праве.

В 1979 году СССР внес в Комитет ООН по космосу рабочий документ, озаглавленный «Проект основных положений резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу разграничения воздушного и космического пространства и правового статуса космического пространства, в котором проходят орбиты геостационарных спутников». Проект содержал два важных положения: космическое пространство начинается с высоты 100/110 км над уровнем океана; за космическими объектами при выводе на орбиту и возвращении на Землю сохраняется право пролета над территориями иностранных государств.

В 1983 году делегация СССР в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу уточнила предложения 1979 года, указан, что при пролете через воздушное пространство иностранных государств космический объект пользуется правом «безвредного» (мирного) пролета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты