Правовое регулирование деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей

Правовое регулирование деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей

Содержание


Введение

1. Основы законодательной регламентации деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей

1.1 Правовой статус мировых судей, уполномоченных рассматривать дела о защите прав потребителей

1.2 Подведомственность и подсудность дел о защите прав потребителей

2. Порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей мировыми судьями

2.1 Возбуждение дел о защите прав потребителей мировыми судьями

2.2 Подготовка дел о защите прав потребителей к судебному разбирательству

2.3 Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судебном заседании

3. Законодательные и правоприменительные проблемы деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей

3.1 Законодательные проблемы, возникающие при рассмотрении мировыми судами дел о защите прав потребителей

3.2 Проблемы взыскания мировым судом компенсации морального вреда по делам о защите прав потребителей

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение


В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей являются важной правовой гарантией охраны их интересов.

Правовая реформа в Российской Федерации осуществляется одновременно с экономическими преобразованиями. При этом становление российского потребительского права происходит в сложных условиях, отягощенных кризисными явлениями, негативными последствиями ее монополизации, правовым нигилизмом, массовой хронической задержкой выплат заработной платы, пенсий, пособий и других выплат. В этих условиях особенно возрастает роль потребительского законодательства в реализации фундаментальных прав граждан-потребителей - на информацию, на безопасность и качество продукции, на судебную защиту, на возмещение понесенного ущерба, на представление своих интересов через соответствующие государственные и общественные организации.

Можно смело утверждать, что законодательство о защите прав потребителей является центром гражданского права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Поэтому с развитием в России рыночных отношений институт защиты прав потребителей из года в год занимает в нашей жизни все более значимое место.

Защита прав потребителей может осуществляться как в досудебном, так и в судебном порядке. Мировые судьи рассматривают из года в год все большее количество дел по данной категории. Ныне действующее гражданское процессуальное законодательство РФ не отвечает полностью современному уровню развития общества, появлению рыночных отношений, изменениям, происходящим в других отраслях законодательства, в том числе и отдельным положениям Конституции РФ. Все это сказывается на уровне защиты прав и законных интересов граждан, в том числе и в области защиты прав потребителей.

Практическая значимость и недостаточная разработанность проблем рассмотрения дел о защите прав потребителей мировыми судьями по российскому законодательству обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.

Цель работы заключается в анализе проблем деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей, выявлении наиболее эффективного механизма рассмотрения мировыми судьями дел в сфере защиты прав потребителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить основы законодательной регламентации деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей;

- охарактеризовать порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей мировыми судьями;

- рассмотреть законодательные и правоприменительные проблемы деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей;

- разработать пути решения законодательных и правоприменительных проблем деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с рассмотрением мировыми судьями дел в сфере защиты прав потребителей.

Предмет исследования – правовое регулирование деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей.

В качестве основных методов исследования использованы: анализ правовой литературы, сравнительно-правовой и статистический методы, системный и комплексный подходы.

Нормативную базу исследования составляют положения гражданского, гражданско-процессуального законодательства РФ.

Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили работы таких известных ученых в области гражданского и гражданского процессуального права, как: Ю.Г. Басин, В.В. Богдан, О.В. Горбачев, В.П. Грибанов, Ю.В. Киселев, Э.Г. Корнилов, Я.Е. Парций, Ю.М. Расторгуев, а также комментарии действующего законодательства РФ, публикации в периодической печати.

Эмпирическая база исследования. Автором были использована практика Верховного суда Российской Федерации, а также мирового суда Первомайского района г. Новосибирска.

 

1. Основы законодательной регламентации деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей


1.1 Правовой статус мировых судей, уполномоченных рассматривать дела о защите прав потребителей


Основной специфической особенностью института мировых судей является тот факт, что мировые судьи в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе РФ) входят в единую судебную систему России, но являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вторая особенность данного института состоит в том, что полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются не только федеральным законом, но также и законом субъекта Российской Федерации (ст. 28 Закона о судебной системе РФ, ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации").

Мировые судьи при рассмотрении дел о защите прав потребителей осуществляют правосудие. Правосудие - совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению отдельных категорий гражданских, уголовных и административных правоотношений в целях охраны прав граждан, организаций и государства. Профессор А.Д. Бойков дает более развернутое [19, с. 762-763] и критическое определение правосудию. Например, верно подмечено, что отказ от частного определения суда, как и от представления следователя, как "средство воздействия на причины преступлений и условия, способствующие их совершению", ориентировка "на завышенный юридический иммунитет чиновника", "снижение роли принципа состязательности сторон" и некоторые другие причины "способствуют снижению социальной роли судебной власти, в частности ее роли в формировании и проведении уголовно-правовой политики государства" [19, с. 100].

В силу ст. 6 Закона о судебной системе РФ и ч. 3 ст. 1 Закона о мировых судьях вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановлений мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В части 2 ст. 158 ГПК РФ сказано, что при входе судей (судьи) в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Участники процесса обращаются к судьям: "Уважаемый суд". Об уважительном отношении к суду сказано и в ст. 258 УПК РФ. Эти нормы имеют силу и для института мировых судей.

Термин "правовой статус" мировых судей - это правовое положение (совокупность прав и обязанностей) мирового судьи [25, с. 15]. Также в правовой статус входит гарантии, предоставляемые мировым судьям. На мировых судей, как и на судей федеральных судов РФ, распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

Эти гарантии установлены Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3131-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей в РФ), Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и другими нормативными и правовыми актами.

Предусмотренные федеральными законами гарантии материального обеспечения и социальной защиты членов семей судей федеральных судов в полном объеме распространяются и на членов семей мировых судей. Мировой судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом о статусе судей в РФ, распространяются на всех судей в Российской Федерации, включая и мировых судей. Эти гарантии не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 9).

Исходя из того, что мировые судьи есть судьи субъектов Российской Федерации, входящих в судебную систему Российской Федерации, все они приобретают права и обязанности членов судейского сообщества России наравне с судьями федеральных судов. Мировые судьи вправе избирать и быть избранными в органы судейского сообщества (советы судей, квалификационные коллегии судей), что налагает на них соответствующие обязанности, включая необходимость выполнения ими требований Кодекса чести судьи Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Это означает, что на мировых судей, как и на федеральных судей, в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Приведенное в ч. 1 ст. 4 Закона о мировых судьях правило устанавливает, что на каждом отдельном судебном участке может действовать только один мировой судья.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи, те же, что и к кандидату на должность судьи районного суда. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (ст. 4.1 Закона о статусе судей в РФ).

По сложившейся практике кандидаты в мировые судьи сдают квалификационный экзамен тем же экзаменационным комиссиям, которые принимают экзамен у кандидатов в судьи федеральных судов общей юрисдикции.

Закон о мировых судей не содержит указания на то, кто направляет кандидата на должность мирового судьи в экзаменационную комиссию. Как показывает практика, такое направление выдается управлением (отделом) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты