К ним относятся, прежде всего, опрос истца по существу заявленных требований и предложение в случае необходимости представить дополнительные доказательства. При этом устанавливается определенный срок для представления таких доказательств. Такому опросу может быть подвергнут и представитель истца. В данном случае речь прежде всего идет о представителе юридического лица. Однако не исключается возможность таких действий по отношению к представителю физических лиц, особенно там, где информации истца недостаточно для четкого представления судьи о сущности и объеме заявленных требований либо когда истец полностью передал свои процессуальные функции представителю, устранившись от непосредственного личного участия в процессе.
Примерно такая же процедура может быть предпринята и по отношению к ответчику с той лишь разницей, что направленность опроса будет касаться позиции ответной стороны как к предмету предъявленных к ней исковых требований, так и фактическому их обоснованию. При возражении ответчика против иска ему может быть предложено судьей оформить эти возражения в письменном виде.
Иные действия мирового судьи по подготовке, их содержание и направленность обусловлены особенностями каждого конкретного дела, причем как материально-правового, так и процессуального характера.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что на стадии подготовки дела к судебному разбирательству происходит оценка доказательства с точки зрения его необходимости, которая включает в себя такие элементы оценки доказательств, как относимость, допустимость и достаточность. Оценка по иным ее составляющим, как-то: достоверность и взаимосвязь с другими доказательствами, - возможна только в ходе судебного разбирательства дела по существу.
Завершая рассмотрения вопроса о подготовке дела отметим, что при подготовке дела к судебному разбирательству выносится определение, в котором перечисляются действия по этой подготовке. Перечень действий в определении о подготовке дела не является окончательным. По ходу продвижения процесса в это определение при необходимости могут вводиться уточнения, дополнения, некоторые действия могут утратить актуальность и быть исключены из перечня.
Самостоятельно мировой судья определяется относительно момента, когда дело следует считать подготовленным. В этом случае выносится определение о назначении дела к разбирательству в состязательном процессе в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, их законные представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики извещаются о времени и месте судебного заседания.
2.3 Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судебном заседании
Судебное разбирательство суда первой инстанции занимает главенствующее положение среди других стадий гражданского процесса. Именно эта стадия предназначена для достижения наипервейшей задачи гражданского судопроизводства - рассмотрение и разрешение дела по существу с вынесением законного и обоснованного решения. Можно сказать, что все остальные стадии гражданского процесса так или иначе работают на эту стадию, связаны с ней.
Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи. Разбирательство дела происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала. Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие гражданские, уголовные и административные дела.
Рассмотрения дел о защите прав потребителей имеет оподленную специфику. Судебный порядок защиты прав потребителей значительно выделяется среди других категорий дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, своей простотой, доступностью и демократичностью.
Несомненно, что, придавая содержанию принципа "клиент всегда прав" силу федерального закона, наше общество намеревалось заложить правовую основу для создания цивилизованного потребительского рынка в России [29, с. 210]. С учетом накопленного исторического опыта, как отечественного, так и зарубежного, представляется совершенно естественным, что правоотношения с участием потребителей основаны на приоритете интересов потребителей над желаниями и устремлениями их контрагентов продавцов (изготовителей, исполнителей) товаров и услуг. Простой и удобный порядок защиты прав потребителей в суде является важнейшей гарантией соблюдения прав и интересов граждан на потребительском рынке.
Особо хотелось бы остановиться на особенностях доказательств по изучаемой категории дел. Нами была обобщена практика доказывания по делам о защите прав потребителей в Мировом суде Первомайского района г. Новосибирска.
В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При обнаружении потребителем продажи ему товара ненадлежащего качества он должен определить, достижения каких требований будет добиваться от продавца.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе по своему выбору требовать от продавца выполнения следующих действий: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли-продажи.
При предъявлении требований потребитель должен: 1) доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте; 2) подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара, если при продаже оно не было оговорено продавцом; 3) подтвердить факт обращения в магазин с просьбой о выполнении требований, указанных в ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
В судебном процессе подлежат доказыванию: 1) факт отказа руководителем или иным должностным лицом торгового места произвести указанные выше действия; 2) наличие гарантийного срока (срока годности) для этого товара; 3) дата уведомления потребителем продавца о недостатке товара (уведомление должно быть в пределах гарантийного срока товара); 4) наличие понесенных потребителем убытков вследствие приобретения товара ненадлежащего качества; 5) иные обстоятельства в конкретном случае.
По общему правилу ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возвращены ответчиком, и другие документы). Помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию выделяются и специальные. Обязанность доказывания может быть законодателем переложена на одну из сторон. При этом необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 18 и п. 6 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", когда Закон допускает возможность освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, бремя доказывания отсутствия вины лежит на продавце (изготовителе, исполнителе).
Однако в тех случаях, когда сторона в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в предоставлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц.
Для подтверждения предмета доказывания в суд необходимо представить необходимые доказательства по делу. Таковыми по рассматриваемому виду дел будут:
документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте. В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако на потребителя возлагается обязанность доказать, что именно в этом торговом месте был куплен товар. Подобным доказательством могут служить: отметки о продаже в паспорте товара, договор купли-продажи, квитанция, транспортная накладная; заключение специалиста. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза; заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах [7]; претензия потребителя ответчику с указанными требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу; ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, устанавливается в один месяц; доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.
Следующим разделом Закона РФ "О защите прав потребителей" является защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Для многих видов услуг или работ существуют специальные правила, регулирующие частные вопросы такой деятельности.
Закон разграничивает ответственность исполнителя по двум критериям: за нарушение исполнителем сроков выполнения работ; при обнаружении недостатков выполненной работы.
При нарушении исполнителем сроков выполнения работ потребитель по своему выбору в соответствии со ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы; расторгнуть договор о выполнении работы.
При обнаружении потребителем недостатков выполненной работы (оказанной услуги) он вправе по своему выбору в соответствии со ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы.
При предъявлении требований потребитель услуг должен доказать: 1) факт выполнения услуг соответствующей организацией или лицом; 2) факт нарушения сроков выполнения услуг или ненадлежащего качества выполненной работы; 3) факт обращения к исполнителю с предостережением о возможном нарушении сроков выполнения работы, если становится очевидным, что она не будет выполнена в срок; 4) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ (ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей"); 5) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" при обнаружении недостатков выполненной работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9