Правовое регулирование договора розничной купли-продажи по гражданскому законодательству РФ
МежДународный славянский институт
филиал в. г.Калуге
Факультет - юридический_____________________________
Кафедра гражданско-правовых дисциплин_____________
Дипломная работа.
Тема: Правовое регулирование договора розничной купли - продажи по гражданскому законодательству РФ
Калуга 2009г.
содержание
Введение
Глава 1. Понятие договора купли-продажи
1.1 Источники правового регулирования договора купли-продажи
1.2 Общие положения о купле-продаже
Глава 2. Суть договора розничной купли-продажи
2.1 Понятие договора розничной купли-продажи и сфера его применения
2.2 Разновидности договора и его форма
2.3 Правовое регулирование договора розничной купли-продажи. Законодательство о защите прав потребителей
Глава 3. Особенности содержания договора розничной купли-продажи
3.1 Заключение договора. Публичная оферта
3.2 Права и обязанности продавца по договору
3.3 Права и обязанности покупателя по договору
Глава 4. Ответственность и компенсация морального вреда
4.1 Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре
4.2 Компенсация покупателю морального вреда
Заключение
Список литературы
Введение
Договор купли-продажи - основной вид гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте.
Положения, регулирующие отношения, связанные с куплей-продажей, открывают часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященную отдельным видам гражданско-правовых обязательств.
ГК РФ учитывает тенденцию расширения сферы действия института купли-продажи, который уже в настоящее время охватывает отношения, связанные с поставками товаров, контрактацией сельскохозяйственной продукции, со снабжением энергетическими и иными ресурсами.
Говоря о методологическом подходе к структуре и расположению норм, посвященной договору купли-продажи товаров, следует отметить, что вслед за общими помещены положения, регулирующие основные условия договора купли-продажи. Нормы, регламентирующие каждое из условий договора, подчиняются определенной системе. Сначала дается определение соответствующего условия договора, затем приводятся правила, позволяющие характеризовать данное условие применительно к конкретным договорным отношениям сторон при отсутствии данного условия в тексте договора, далее предусматриваются последствия нарушения сторонами договора обусловленных обязанностей. Последовательно излагаются такие правила, регулирующие следующие основные условия договора купли-продажи как: предмет договора; обязанность продавца передать товар покупателю; количество товаров; срок исполнения договора; ассортимент; качество; комплектность товара и комплект товаров; тара и упаковка; цена; приемка и оплата товаров покупателем; страхование товаров. Аналогичным образом расположены нормы, устанавливающие специальные правила в отношении отдельных видов договора купли-продажи: договоров поставки; контрактации; энергоснабжения; продажи недвижимости; продажи предприятий.
Общие положения ГК РФ, посвященные купле-продаже, должны применяться также к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, если иное не вытекает из содержания или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав.
В статье 454 Гражданского Кодекса сохранено традиционное определение договора купли-продажи, выражающее его неизменную суть: продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а последний обязуется принять товар и уплатить за него определенную цену. Кодекс исходит из того, что закон не может и не должен регламентировать каждый шаг продавцов и покупателей. Условия продажи, по общему правилу, могут быть определены ими самостоятельно.
Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.
Безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение арбитражной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей.
Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Что означает квалификация торгового предложения как публичной оферты? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю? Как определить размер ответственности? Все указанные проблемы придают теме особую актуальность.
Объектом исследования данной работы является нормативная конструкция договора купли-продажи и общественные отношения, связанные с применением розничной купли-продажи.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, учебно-методическая литература, раскрывающая договор розничной купли-продажи.
Цель данной работы – рассмотреть в многоаспектном плане договор розничной купли-продажи и отношения, вытекающие из факта его заключения.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре купли-продажи;
- разобрать понятие договора розничной купли-продажи, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
- выявить проблемные аспекты заключения, исполнения и расторжения договора розничной купли-продажи, в частности ответственность продавца, компенсацию покупателю морального вреда.
В данном исследовании использованы различные научные методы: всеобщие (диалектико-материалистический, прагматизм), общенаучные (анализ, синтез, системный и функциональный подходы, индукции и дедукции), и в большей мере использованы специальные юридические методы, в частности формально-юридические, сравнительно-правовые.
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о договоре розничной купле-продаже, основный объем соответствующего действующего законодательства, зарубежный опыт урегулирования данного вопроса, используя юридическую литературу ведущих ученых, таких как Брагинский М.И. «Договорное право», Витрянский В.В. «Договор купли-продажи и его отдельные виды», Халфина Р.О. «Современный рынок: правила игры». Так же будут рассмотрены примеры из судебно-арбитражной практики.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.1 Источники правового регулирования договора купли-продажи
Впервые понятие договора возникло в Древнем Риме. Существовавший в римском праве взгляд на договоры позволял рассматривать их с трех точек зрения: как основание возникновения правоотношения; как само правоотношение, возникшее из этого основания; как форму, которую соответствующее правоотношение принимает.
При подготовке проекта Гражданского Уложения, который был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1913 г., нормы о продаже были помещены в раздел II «Обязательства по договорам» кн. V «Обязательственное право» проекта, поскольку «продажа есть договор двусторонний» и «входит непосредственно в область договорных отношений»[1]. Под договором продажи понимался договор, по которому продавец передает или обязуется передать движимое или недвижимое имущество в собственность покупателя («покупщика») за условленную денежную сумму. Причем правила о продаже подлежали применению также к возмездной уступке прав[2].
В российском дореволюционном гражданском законодательстве собственно договором купли-продажи (или, как предусматривалось действовавшим законодательством, «продажи и купли») признавались лишь сделки по продаже движимого имущества. Что же касается недвижимого имущества, то купля-продажа была отнесена законом не к договорам, а к способам приобретения прав на имущество. Российские цивилисты, критикуя законодательство той поры, полагали, что имеется единый двусторонний договор купли-продажи как движимого, так и недвижимого имущества, поскольку основанием приобретение покупателем права собственности на продаваемую вещь во всех случаях является соглашение сторон. Вместе с тем и законодательством и гражданско-правовой доктриной признавалось, что сфера действия договора купли-продажи ограничивается лишь вещами физическими и не включает в себя имущественные права, поскольку с юридической точки зрения в последнем случае нет покупки или продажи, а есть только передача, уступка прав[3].
В советский период развития гражданского права сфера применения договора купли-продажи существенно ограничилась и свелась к отношениям между гражданами, а также между гражданами и розничными торговыми предприятиями. Отношения, складывавшиеся между «социалистическими» организациями в связи с реализацией производимых ими продукции и товаров, регулировались договорами поставки, контрактации, энергоснабжения, которые имели плановую основу и являлись самостоятельными договорами. В юридической литературе того периода данное обстоятельство объяснялось тем, что «при социализме действие закона стоимости сочетается с действием закона планомерно-пропорционального развития и основного экономического закона социалистического общества. В результате закон стоимости утрачивает всеобщее значение, а потому ограничивается и сфера применения договора купли-продажи, используемого преимущественно для реализации предметов потребления и лишь в сравнительно небольших масштабах для реализации средств производства»[4].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13