Правовое регулирование договора розничной купли-продажи по гражданскому законодательству РФ

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона "О защите прав потребителей")[26].

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

В качестве примера можно выделить:

-                     Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" (в ред. от 10.05.2001 г.);

-                     Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (ред. от 10.02.2004 г.);

-                     «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация» (вводится в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 64) (ред. от 30.04.2005);

-                     Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний";

-                     Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" и др.

В соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Федеральный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Так по отдельным вопросам применения Закона «О защите прав потребителей» действуют разъяснения, утвержденные приказом МАП РФ от 20 мая 1998 г. №160.

Однако важно отметить, что в отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 30.09.2002 г.). Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, например, можно выделить:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. от 10.10.2001 г.).

Законом "О защите прав потребителей" не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.


Глава 3. Особенности содержания договора розничной купли-продажи


3.1 Заключение договора. Публичная оферта


Обычно договор розничной купли-продажи заключается на основании публичной оферты.

Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора розничной купли-продажи предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Т. е. ее отличительная особенность состоит в том, что предложение обращено не к конкретным лицам, а к любому лицу, которое согласится заключить договор на предложенных в оферте условиях.

Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.

При этом существенными признаются следующие условия договора:

­                     условия о предмете договора;

­                     условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

­                     все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Применительно к договору розничной купли-продажи закон называет существенным условие о товаре с обязательным определением наименования и количества. В качестве существенных условий, которые определяются самими участниками сделки при заключении данного вида договора, как правило, оговариваются цена товара, порядок оплаты, а также иные условия, достижение соглашения по которым стороны считают необходимым[27].

В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" [28] реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.

Иные требования предъявляются к предложению товара в месте его продажи. В этом случае публичной офертой признается выставление товара в торговом зале, в витринах, выкладка его на прилавок, а также предоставление информации о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора.

Из этого правила предусмотрено исключение для товаров, в отношении которых продавец явно определил, что они не предназначены для продажи, например товаров, которые служат художественным оформлением торгового зала, витрины, прилавка, являются торговым оборудованием и т.д.

Намерение заключить публичный договор налагает на его участников определенные обязанности и предоставляет права, которые специально оговорены в ГК РФ:

1. Одним из основополагающих принципов договорного права является принцип свободы участников имущественного оборота (граждан и юридических лиц) в заключении договоров (ст. 421 ч. 1 ГК РФ).

Как правило, понуждение к заключению договора не допускается. Исключение составляют добровольно принятые обязательства, а также специально оговоренные в ГК РФ или ином законе случаи.

К числу последних относятся и нормы, регулирующие порядок заключения публичного договора.

Коммерческая организация, сделавшая публичную оферту, не может отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары. Иначе другая сторона может обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор и возмещении убытков (ст. 445 ч.1 ГК РФ).

2. Коммерческая организация не должна оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Кроме того, условия договора также устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными нормативными актами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность этой части договора (ст. 426 ч. 1 ГК РФ).

3. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичного договора. Условия договора, установленные в нарушение общеобязательных правил, ничтожны. Основания ничтожности не могут быть расширены по отношению с принципами признания сделок недействительными в гражданском праве.[29]


3.2 Права и обязанности продавца по договору


Анализ легального определения договора розничной купли-продажи позволяет сделать вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар. При этом товар должен быть передан: в определенном месте; со всеми принадлежностями и документами, относящимися к товару; в согласованном количестве и ассортименте; соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен; установленного качества; свободным от прав третьих лиц; надлежащей упаковке и таре.

Итак, товар должен быть передан:

­                     в определенном месте, согласно ст. 499 ч.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. По общему правилу, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты, но соглашением сторон может быть предусмотрена доставка товара в указанное покупателем место (например, в место жительства). Передача может быть осуществлена путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя;

­                     вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару (ст. 456 ч.2 ГК РФ). К числу документов, которые должны прилагаться к товару, относятся: паспорт, инструкция (описание) на русском языке, гарантийный талон, сертификат качества, товарный чек (содержащий основную информацию: название магазина, дату (и время) покупки, обозначение товара, цену), кассовый чек;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты