Правовое регулирование договора розничной купли-продажи по гражданскому законодательству РФ

Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями».

Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора:

­                     место исполнения договора;

­                     способ вручения товара;

­                     время передачи товара;

­                     срок оплаты товара;

­                     обязанность доставки товара.

Соответственно, по месту исполнения договора можно было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца. По времени передачи товара: продажу по предварительным заказам и продажу с немедленной передачей товара. Современная классификация во многом соответствует рекомендациям МТП, хотя и существуют значительные отличия, которые пока не позволяют России в полной мере интегрироваться в международную систему договоров купли-продажи[18].

По способу вручения товара: продажу через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца.

По сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку).

По обязанности доставки товара: продажу с обязательством доставить товар покупателю и без такового.

Кроме вышеназванной классификации определенный интерес представляет классификация по предмету договора розничной купли-продажи. Понятно, что на рынке представлены сотни тысяч видов различных товаров, однако все их можно объединить в родовые группы.

Так, до 1998 г. в Российской Федерации действовали Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Правительством РФ в 1993 г. Эти Правила, содержали общие положения, а также особенности продажи отдельных групп товаров (хлеб и хлебобулочные изделия; мясные, молочные, яйца, маргарин, рыбные, ткани, одежда, обувь, радио- и электробытовые товары). Кроме этого действовали в виде самостоятельных актов Правила продажи новых автомототранспортных средств, меховых товаров, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и ряд других.

Учитывая неизбежность при такой схеме регулирования дублирования общих положений в правилах продажи отдельных видов товаров, а также изменение условий торговли, постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (ред. от 01.02.2005 г.)[19] утверждены новые Правила продажи отдельных видов товаров, содержащие общие положения, а также особенности продажи укрупненных групп товаров:

1)                продовольственные;

2)                текстильные, трикотажные, швейные, меховые, обувь;

3)                технически сложные;

4)                парфюмерно-косметические;

5)                автомобили, мототехника, прицепы и номерные агрегаты;

6)                изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;

7)                лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

8)                животных и растений;

9)                товаров бытовой химии;

10)            пестицидов и агрохимикатов;

11)            экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;

12)            оружия и патронов к нему;

13)            строительных материалов и изделий;

14)            мебели;

15)            сжиженного углеводородного газа;

16)            непериодических изданий;

17)            непродовольственных товаров, бывших в употреблении.

Итак, мы выдели разновидности договора розничной купли-продажи. Какая же для них предусмотрена форма свершения?

Согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ч. 1 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Важно отметить, что отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Такое положение закреплено в ГК РФ, его же подтверждает судебная практика[20].

Таким образом, договор розничной купли-продажи - это не только письменное, но также и устное соглашение сторон (потребителя и продавца (исполнителя) о цене, качестве и других условиях). Этим обстоятельством нередко злоупотребляют недобросовестные продавцы и исполнители для того, чтобы, пользуясь зависимым положением потребителя, навязать ему ненужную продукцию или незаконные условия договора[21].

Зачастую, на практике, соблюдая письменную форму договора продавцы умышленно навязывают потребителям «незаконные условия».

Приведем пример:

«18 июня 2001 года С. заключил с ответчиком договор купли-продажи автомобиля "Пежо-406". В связи с обнаружением в автомобиле существенных недостатков, С. обратился в суд, по месту своего жительства, с иском к ответчику о расторжении договора купли-продажи и взыскании соответствующих сумм.

Суд данное дело передал на рассмотрение в Савеловский межмуниципальный суд г.Москвы.

В кассационном порядке определение суда оставлено без изменения.

Президиум Верховного суда РФ отменил судебные постановления.

Передавая дело на рассмотрение суда г.Москвы судебные инстанции указали, что стороны сами определили подсудность. При этом сослались на п. 8.1. договора, заключенного между сторонами, согласно которому разногласия либо претензии между сторонами должны разрешаться в народном суде г.Москвы. Однако, в данном случае отношения сторон регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей".

Согласно ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей" иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

Истец в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона сам определил подсудность, предъявив иск по месту своего жительства. Никаким договором данное его право не может быть ущемлено.

В этом случае указанный пункт договора следует признать недействительным, поскольку он ухудшает положение потребителя.

Ссылка судебной коллегии на ст. 32 ГПК РФ, согласно которому стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела, не может быть признана обоснованной, поскольку именно для данного дела стороны по договоренности не определили подсудность.

Таким образом, части договора ущемляющие права покупателя следует признавать недействительными.

Некоторые организации разрабатывают стандартные формы договоров купли-продажи (договор присоединения), в которые включают условия, ущемляющие прав потребителей.

Так, в частности, договор, заключаемый фирмой "ЦЕПТЕР", предусматривает "пожизненную гарантию" на посуду со знаком "ZEPTER Cr/Ni 18/10". Однако такое условие договора не раскрывает содержания понятия "пожизненная гарантия", которое в значительной мере является абстрактным и требует дополнительной конкретизации в тексте договора[22].

Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в материале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс «Об административных правонарушениях" № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора ограничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделанные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Обещания и заявления презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую информацию фирма должна нести ответственность в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет покупателям инструкцию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства, и следовательно, требующего особых знаний и умений при его использовании. Это нарушает положение ст. 10 Закона, устанавливающей обязанность продавца предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования. Ст. 12 названного Закона предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре: если предоставление недостаточно полной информации о товаре повлекло невозможность его использования по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков[23].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты