Правовое регулирование и организация получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

Правовое регулирование и организация получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

Содержание


Введение

Глава 1. Становление системы образования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение

1.1 История становления системы образования осужденных к лишению свободы

1.2 Российский и международный опыт нормативно–правового регулирования образования осужденных

Глава 2. Особенности организации получения образования осужденными к лишению свободы

2.1 Организация получения общего образования осужденными

2.2 Организация получения профессионального образования осужденными

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность темы исследования. Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.

Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В представленной работе предпринята попытка исследования проблем реализации этого весьма важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.

Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.

Учитывая сказанное, актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и применения новых образовательных технологий.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности организации получения общего и профессионального образования осужденными к лишению свободы.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить исторический аспект развития норм, закрепляющих возможность получения образования осужденными к лишению свободы, на разных этапах формирования уголовно-исполнительной системы;

- проанализировать нормы уголовно-исполнительного права, а такжемеждународно-правовых актов, регламентирующих реализацию конституционного права на получение образования осужденными к лишению свободы;

- изучить особенности организации процесса получения осужденными общего и профессионального образования.

Теоретико-методологической основой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.С. Михлина, С.В. Познышева, В.И.Селиверстова, И.Л. Трунова и др.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.

Глава 1. Становление системы образования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение

1.1 История становления системы образования осужденных к лишению свободы


Изменение государственного устройства России в XX веке привело, в том числе, к изменению политики в области пенитенциарных проблем. В 20-е годы прошлого столетия в России кардинальным образом меняется отношение к проблеме средств наказания лиц, осужденных за преступления различной степени тяжести. Наряду с режимом и трудом, как основными средствами исправления осужденных, немалую роль начинает играть обучение. Одним из первых, кто подчеркивал позитивное воздействие обучения на исправление осужденных, был С.В. Познышев. Еще в 20-х годах прошлого столетия он писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни… Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов» [13].

Значительным изменениям подверглась вся система исполнения уголовных наказаний в советский период, приведшая к разработке гибкой системы условий пребывания в местах лишения свободы. Именно в этот период стал утверждаться принцип – от тюрем к воспитательным учреждениям. Организаторы системы исполнения наказания исходили из гуманистического в своей основе положения, что изоляция человека от общества уже сама по себе несет карательную функцию, поэтому ужесточение условий содержания и еще большее ограничение прав заключенного вступают в противоречие с задачами исправления и перевоспитания.

Особенное внимание стало уделяться проблеме обучения осужденных, которое становится социально ответственным. В стране началась широкая кампания борьбы с неграмотностью. Были изданы Декреты «О мобилизации грамотных» (1918 г.) и «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.), которые имели непосредственное отношение, в том числе, и к организации обучения лиц, содержащихся в местах заключения. Обучение осужденных закреплялось рядом нормативных актов. Так, в Положении о работных домах (1918 г.) определялось создание при каждом работном доме школы. Во временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.) разъяснялись вопросы организации общего образования и воспитания заключенных, формирования учительских кадров и т.п.

«Положение об общих местах заключения» (1920 г.) определяло обязательность обучения для всех заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста, и содержало описание системы норм, регулирующих не только учебный процесс, но и воспитательную работу с осужденными. Успехи в учебе наряду с примерным поведением рассматривались в Положении как показатели исправления и перевоспитания заключенных. В обязательном порядке они отражались в характеристиках и учитывались при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (применялось в лагерях до 1939 года) или о предоставлении заключенным тех или иных льгот.

Следует отметить, что тенденция к увеличению роли воспитательной работы и образования осужденных из числа трудящихся, а также культурно-просветительской работы среди них прослеживается во всех законодательных актах 20-х годов. В то же время с принятием в 1922 году Уголовного кодекса РСФСР среди научных и практических работников шли споры о возможности применения воспитательно-исправительных мер к заключенным – выходцам из классово-враждебной среды. Здесь, в отличие от абсолютно принимаемой позиции применения воспитательного воздействия на преступников из числа рабочих и крестьян, в применении такого же воздействия к представителям классово-враждебных слоев единства не было.

16 октября 1924 года ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, законодательно определивший систему мест заключения с различными видами режима содержания осужденных. В кодексе впервые было дано определение понятию режима в местах заключения, который основывался на правильном сочетании принципов обязательного труда заключенных и культурно-просветительской работы. В качестве задачи-минимум определялись ликвидация неграмотности, обучение политической грамоте, культурно-просветительское воспитание осужденных.

В 30-е годы продолжалась работа по развертыванию культурно-просветительской работы в лагерях. Традиционно культпросвет работа соответствовала классовому характеру исправительно-трудовой жизни заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства. Такая работа должна была показывать, что исправительная система лагерей, построенная на обязательном труде, дает заключенным возможность постепенного облегчения лагерного режима, включительно до приближения его к вольным работам.

В инструкции по проведению политико-воспитательной работы в лагерях особого назначения в разделе «Школьная работа» приводятся следующие рекомендации и положения:

– минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности среди заключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научить заключенного читать книгу, газету и подтолкнуть его на путь самообразования;

– занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а с малограмотными не менее двух раз в неделю;

– посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, не достигших 50-летнего возраста;

– наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школы профессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.) в зависимости от производственного уклона того или иного лагеря;

– программы занятий разрабатываются учителями и заведующим культурным отделом и утверждаются начальником лагеря.

Дальнейшая тенденция на гуманизацию пенитенциарной системы продолжилась в Исправительно-трудовом кодексе 1933 года. Правда, в нем была предусмотрена уже не культурно-просветительская, а политико-воспитательная работа, в сферу которой включалось и общеобразовательное обучение. В 30-е годы проблема малограмотности уже не являлась для большинства населения колоний актуальной. На первое место выходят задачи подготовки грамотных кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства. В то же время наряду с привитием трудовых навыков с заключенными проводились мероприятия по поднятию их интеллектуального уровня и политической грамотности путем общеобразовательного и профессионального обучения.

В годы Великой Отечественной войны культурно-воспитательная работа с заключенными направлялась, главным образом, на развитие их трудовой активности. Но ее возможности на первых порах в значительной степени ограничивались тем, что плана перевода ИТУ на новый режим работы в условиях военного времени не существовало. Но очень скоро заключенные стали привлекаться к строительству важнейших предприятий оборонного значения. Особенностью этого периода является то, что впервые ставилась задача перевоспитания основной массы заключенных на основе высокопроизводительного, общественно полезного труда. При этом, несмотря на трудности, проводившаяся среди заключенных массово-политическая и культурно-просветительская работа оказывала на них значительное воспитательное воздействие.

Усиление внимания воспитательной работе требовало более четкого определения ее основных направлений, форм и методов ее реализации, что нашло отражение во Временных указаниях о работе культурно-воспитательных отделов колоний. Так, в частности, были выделены такие направления работы как: политико-массовое, производственно-массовое, культурно-массовое, обеспечение режима содержания, улучшение быта. Стали организовываться стационарные и передвижные библиотеки для обслуживания заключенных книгами. Открывались начальные школы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Для лиц, не владеющих русским языком, организовывались кружки.

Новый этап развития общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы связан с постановлениями партии и правительства об улучшении деятельности ИТУ, принятыми в 1954-1956 годах. В колониях стала создаваться система воспитательных мер – политинформации, лекции, встречи с руководящим составом городов и районов, промышленных предприятий и сельскохозяйственных органов. Позднее было принято «Положение об общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР» (1958 г.). Все осужденные имели возможность получить среднее образование в школе при колонии, получить избранную специальность. В этом же году приказом МВД СССР № 622 от 26 сентября вводится новое Положение «О совете коллектива осужденных», согласно которому были закреплены и нашли дальнейшее развитие принципиальные положения организации работы советов актива заключенных. Благодаря этому положению появилась возможность повысить роль самодеятельных организаций – советов отрядов, которые стали играть значительную роль в укреплении дисциплины и правопорядка. Советы актива вникали в производственные дела, интересовались учебой осужденных в общеобразовательных школах, приобретением ими профессии до выхода из колонии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты