В этот период значительно расширяется сеть средних школ и учебно-консультационных пунктов, в которых преподаватели придерживались принципа воспитывающего характера обучения. Общеобразовательное обучение осужденных, согласно статье 7 «Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» (1969 г.), признано одним из основных средств их исправления и перевоспитания.
В соответствии с исправительно-трудовым законодательством повсеместно осуществляется обязательное восьмилетнее обучение осужденных, успешно развивается тенденция максимального вовлечения их в старшие классы (IX-XI) классы. Два десятилетия спустя в целях приведения в соответствие с Конституцией СССР исправительно-трудового законодательства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1981 года внесено изменение в ст. 31. Согласно этой статье, должно осуществляться всеобщее обязательное среднее образование осужденных из числа молодежи и обязательное общеобразовательное восьмилетнее обучение осужденных, не достигших сорокалетнего возраста. С переходом к всеобщему обязательному среднему образованию в местах лишения свободы усиливается значение воспитательного аспекта обучения.
В 1997 году было принято новое уголовно-исполнительное законодательство, в котором наиболее полно и последовательно отражены идеи гуманизации системы исполнения уголовных наказаний. Сделан значительный шаг на пути приведения в соответствие отечественных пенитенциарных норм международным требованиям. Законодательно были закреплены жизненно важные для пенитенциарной системы принципы: законности, гуманизма, демократизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Новое уголовно-исправительное законодательство Российской Федерации, следуя гуманистическим традициям, рассматривает уголовное наказание уже не только как кару за содеянное преступление, но и, в первую очередь, как процесс исправления осужденных, как возможность предотвращения рецидивной преступности.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что пенитенциарная и образовательная системы нашли общие точки соприкосновения в практическом решении вопросов профилактики правонарушений и предупреждения преступности и ее рецидивности, совершенствования процесса воспитания в условиях исправительного учреждения, ресоциализации и реабилитации осужденных после освобождения.
Получение осужденными общего и профессионального образования сегодня признано одним из основных средств их исправления и ресоциализации. Статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем образования правонарушителей и снижением количества совершаемых ими рецидивных преступлений, между ростом образовательного уровня и ускорением процесса исправления осужденных.
1.2 Российский и международный опыт нормативно – правового регулирования образования осужденных
Понимание важности и значимости образования, как для личности, так и для общества в целом, нашло подтверждение в законодательных актах российского государства. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с российским законодательством и нормами международного права. Права граждан на образование закреплены в основном законе – Конституции Российской Федерации [1]. Часть 2 ст. 43 гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, каждый россиянин вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование. Вместе с тем, основное общее образование, как гласит Конституция, является обязательным. Это значит, что не только свободные, законопослушные граждане, но и осужденные имеют право и обязаны получить основное общее образование.
В конце 80-х – начале 90-х годов при сокращении спецконтингента в три раза вечерние (сменные) общеобразовательные школы в исправительных учреждениях с согласия органов местных органов самоуправления стали закрываться или в лучшем случае преобразовываться в учебно-консультационные пункты. После принятия Правительством РФ Постановления «Об учреждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении» 1994 г. [5] и введения в действие нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. [2], где указано на создание условий в исправительных учреждениях для обязательного получения общего образования осужденными, не имеющими это образование и не достигшими 30 лет, были предприняты попытки вновь открыть школы при колониях. Но так как методическая литература, учебно-наглядные пособия были переданы в другие школы, а классные комнаты переоборудованы в помещения для нужд учреждений, положительное решение вопроса затягивалось.
Всеобъемлющее подкрепление конституционного права на образование нашло отражение в ФЗ «Об образовании» 1992 г. [3], в котором говорится, что «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости». Это значит, что, находясь в местах лишения свободы, гражданин имеет право на получение образования установленного законом уровня. Для этого государство обеспечивает право на образование путем создания в пенитенциарных учреждениях системы образования.
Закон вносит уточнения относительно гарантий гражданам на определенный уровень получения образования. Так, если в Конституции речь идет о бесплатности и доступности основного общего и среднего профессионального образования, то часть 3 ст. 5 Закона «Об образовании» гласит: «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования…». Как видим, среднее профессиональное образование как общедоступное и бесплатное здесь не упоминается. Зато в Конституции получение среднего профессионального образования гарантируется как общедоступное и бесплатное.
В ФЗ «Об образовании» внесено уточнение, что получение среднего профессионального образования возможно только на конкурсной основе. Этот закон при получении гражданами профессионального образования вводит еще одно ограничение: «…если образование данного уровня гражданин получает впервые». В Конституции же об этом не говорится ни слова. Например, согласно части 3 ст.43 Конституции РФ осужденный как любой другой гражданин «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Таким образом, мы видим некоторую двусмысленность в прочтении этих двух важных законов.
В части 5 той же статьи 5 ФЗ «Об образовании» отстаиваются права граждан, нуждающихся в социальной поддержке: «В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования». И это совершенно справедливо, но этим категориям граждан нужно еще поступить в учебное заведение. Особенно трагично в этой ситуации складывается положение тех сирот и лиц, лишенных попечения родителей, которые отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и хотели бы после освобождения поступить в среднее или высшее профессиональное учебное заведение.
Обратимся к статье 16 ФЗ «Об образовании», где идет речь о внеконкурсном приеме конкретных категорий абитуриентов при поступлении в вузы. Сегодняшние реалии таковы, что при складывающейся тенденции сокращения бюджетных мест у выпускников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, из числа ранее осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, значительно снижаются шансы поступления в профессиональные средние и высшие учебные заведения, поскольку им крайне трудно конкурировать с выпускниками обычных школ. Новая проблема возникла с введением ЕГЭ, как основного критерия оценки качества образовательного уровня, и обязательствами высших учебных заведений зачислять абитуриентов только на основании результатов ЕГЭ (речь идет о дневной форме обучения, при которой эта категория студентов может получать социальную стипендию, либо находиться на полном государственном обеспечении).
Стоит обратить внимание еще и на такой момент, что в законе ФЗ «Об образовании» слабо отражена концепция непрерывного образования. Концепция предполагает, что в систему образования в государстве должно быть включено практически все население - подрастающее поколение, взрослое население, а также люди, так называемого, третьего возраста. И для сохранения интеллектуальной, социальной и профессиональной активности человек должен быть включен в структуру образовательной системы в течение всей своей жизни. В законе же явно просматривается школоцентристская позиция - от дошкольного через школьное к послешкольному образованию. Такая позиция проявляется в сведении образовательных программ до общеобразовательных и профессиональных (п.1 ст.9), которые полностью исключают образовательные программы по интересам.
Вернемся к вопросам нормативно-правового обеспечения образования осужденных. Согласно части 12 ст. 50 ФЗ «Об образовании» для граждан, содержащихся в воспитательных и исправительных учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. Право осужденных на получение общего образования обеспечивается путем создания таких образовательных учреждений при исправительных колониях и тюрьмах как вечерние (сменные) общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты.
УИК РФ устанавливает обязательность получения основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет (ст. 112), а также начального профессионального образования для лиц, не имеющих профессии (ст. 108). Согласно переписи осужденных 2005 года, в местах лишения свободы около 4 % осужденных имели образование в пределах начального, 29,5 % – в пределах неполного среднего образования. По переписи 2009 года уже 6,6% осужденных в местах лишения свободы имеют только начальное образование. Налицо угрожающая тенденция - число осужденных, не имеющих среднего образования, растет. Это потенциальные учащиеся школ и учреждений профессионального образования пенитенциарной системы.
Однако на сегодняшний день проблема реализации осужденными к лишению свободы своих прав на общее и начальное профессиональное образование не во всех исправительных учреждениях решена. Прежде всего, из-за отсутствия в некоторых колониях общеобразовательных школ (либо малого количества учебных классов в существующих) и учреждений НПО, недостаточности современного учебного оборудования и крайне слабой материальной базы. То есть еще не выполнены в полной мере требования, указанные в п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4].
В части 1 ст. 112 УИК РФ указывается, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия». Стоит заметить, что снижение возрастного потолка обязательности получения общего образования с 40 до 30 лет, учитывая соотношение возрастных категорий лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях (а лиц такого возраста почти 35 %), исключает из этого процесса значительную массу осужденных зрелого возраста, которым общеобразовательные знания и профессиональная подготовка необходимы.