Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Иногда нормативными правовыми актами Правительства РФ и ФТС (ГТК) России смягчается либо отменяется существующее условие, требование или ограничение. Например, согласно общему правилу под таможенный режим переработки под таможенным контролем могут помещаться только иностранные товары. Однако постановлением Правительства РФ от 8 мая 1998 г. № 430 было, установлено следующее: российские товары, закупаемые иностранным лицом на таможенной территории Российской Федерации с целью их дальнейшей переработки организациями алюминиевой промышленности Российской Федерации, оформлялись таможенными органами в порядке, предусмотренном для таможенного режима экспорта при условии соблюдения требований, установленных для товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, без их фактического вывоза за пределы Российской Федерации (до 31 декабря 1998 г.). При этом такие товары могли помещаться под таможенный режим переработки под таможенным контролем как иностранные товары в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Помещая товары под определенный таможенный режим, лицо, перемещающее товары, обязуется соблюдать все установленные законодательством ограничения и требования.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

В настоящее время отсутствует систематизированное законодательство по отдельным таможенным режимам, что не содействует укреплению законности в таможенном деле, отрицательно сказывается на развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации и динамике внешнеторгового оборота.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.


2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности


К общим следует отнести режимы, применяемые при совершении основного объема внешнеторговых операций, связанных с продажей российскими организациями товаров в другие страны и приобретение товаров для нужд российских потребителей.

При помещении товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления имеет место весь спектр общих правил таможенного оформления, контроля и налогообложения товаров.

В отношении отдельных видов товаров применяются меры нетарифного регулирования.

Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления предусматривает несколько вариантов выпуска товаров:

1. Выпуск товаров для свободного обращения, при условии уплаты всех необходимых таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Товары, выпушенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают статус российских товаров (подпункт 2 пункта 1 ст. 11 ТК РФ).

2. Условный выпуск товаров:

- освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов (например, условный выпуск товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи);- без предоставления необходимых разрешительных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- условный выпуск при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей либо при фактическом непоступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счет таможенного органа[48].

Условно выпущенные товары продолжают находиться под таможенным контролем и рассматриваются как иностранные товары.

Особенности таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, предусматривают:

- предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ);

- декларирование товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии с указанием одного классификационного кода по ТН БЭД России (ст. 128 ТК РФ);

- подачу неполной таможенной декларации (ст. 135 ТК РФ);

-         подачу периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ);

-         выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ);

-         декларирование товаров в электронной форме (абзац 1 пункта 1 ст. 124 ТК РФ, приказ ГГК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме»)[49].

Необходимо иметь в виду, что использование периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ), а также выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ) предусмотрены только для лиц, получивших в соответствии со ст. 68 ТКРФ право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления товаров.

В соответствии с пунктом 3 приказа ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме», электронная форма таможенного декларирования не применяется в отношении подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе на таможенную территорию РФ и (или) маркировке акцизными и (или) специальными марками, и товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования. Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (с целью оформления товаров для свободного обращения) может быть заявлен не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории РФ в соответствии с ранее заявленным таможенным режимом.

Например, в случаях выпуска в свободное обращение:

-         иностранных товаров для переработки и (или) продуктов их переработки (пункт 3 ст. 185 ТК РФ);

-         временно ввезенных товаров (абзац 1 пункт 2 ст. 214 ТК РФ);

-         товаров, хранящихся на таможенном складе (абзац 1 пункта 1 ст. 222, ст. 223 ТК РФ).

При использовании данного режима товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску (ст. 151 ТК РФ).

Этот режим является одним из наиболее часто используемых на практике. Он характерен для импортных контрактов - поставок из-за границы товаров для реализации их на внутреннем рынке РФ. При этом выпущенные в свободное обращение в России иностранные товары с момента их выпуска рассматриваются уже как российские[50].

Помещению ввозимых в Россию товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (как впрочем и под другие таможенные режимы) предшествует предварительная подача заинтересованным в этом лицом в таможенный орган заявления об использовании данного режима с указанием цели перемещения - выпуск для свободного обращения. Далее таможенный орган либо предоставляет разрешение на выпуск товаров, либо отказывает в этом (например, если товары относятся к перечню запрещенных к ввозу в Россию или по каким-либо иным соображениям). Следует заметить, при заявлении данного режима предусматривается достаточно мощная система контроля.

Таможенно-тарифное регулирование ввоза товаров осуществляется системой мер, основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот, которая включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для внутреннего потребления.

Ввозные таможенные пошлины являются традиционными и, по-прежнему, одним из наиболее эффективных способов регулирования ВЭД. Ставки их зависят не только от вида перемещаемых товаров, но и от страны происхождения этих товаров. Помимо таможенных пошлин, ввозимые в Россию товары подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС), некоторые из них и акцизами. Порядок взимания НДС и акцизов регулируется нормами Налогового кодека РФ.

Другое условие помещения товаров под данный таможенный режим - это соблюдение в отношении их мер экономической политики и других ограничении.

Таким образом, относительно процедурных вопросов помещения товаров под рассматриваемый режим имеет место весь перечень общих вопросов} таможенного оформления, контроля и налогообложения. Однако следует обратить внимание на отдельные особенности этого режима при имеющих место ограничениях прав пользования и распоряжения выпущенными товарами.

Так, например, в соотв6тствии с постановлением Правительства РФ от 20 января 1996 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» и приказом ГТК России от 26 марта 1996 г. № 174 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении машинно-технической продукции» товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, хотя и оформляются в режиме выпуска для свободного обращения, тем не менее выпуск далеко не свободный. В данном случае речь идет об условном выпуске, то есть выпуске с соблюдением определенных требований, в связи с которыми предоставлены некоторые преимущества, суть которых состоит в том, что предоставляется отсрочка платежей ввозных таможенных пошлин на период, определяемый продолжительностью процесса изготовления машинно-технической продукции и распоряжения ею.

В целом же, довольно лаконично и четко сформулированные условия помещения товаров под режим выпуска для свободного обращения на практике образуют весьма сложный механизм использования целой системы инструментов регулирования ввоза товаров на таможенную территорию России в указанном режиме.

В случае, если по какой-то причине (например, в результате изменения конъюнктуры рынка) у собственника, владельца или иного лица, ввозившего иностранный товар на таможенную территорию России, может возникнуть необходимость их возврата обратно за пределы таможенной территории РФ, то перемещение таких товаров через таможенную границу осуществляется в режиме реэкспорта.

Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся за пределы этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ГР ВТД), и выполнения иных требований и условий, установленных ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Правовую основу данного режима составляют нормы ст. 165 ТК РФ, Федерального закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федерального закона РФ «Об экспортном контроле», а также нормы других законов и множества всевозможного рода подзаконных актов.

ТК РФ установлены следующие обязательные требования для экспорта товаров:

-         уплата вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты