- выпуска товаров до подачи таможенной декларации (при предоставлении сведений, необходимых для идентификации товаров - ст. 150 ТК РФ);
- проведения таможенного оформления на объектах "добросовестных участников ВЭД" (пункт 2 ст. 62 ТК РФ);
- хранения "добросовестными участниками ВЭД" товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах (ст. 117 ТК РФ).
В итоге, как отмечает руководитель Федеральной таможенной службы России Л. Жерихов, "воспользовавшись прогрессивными таможенными процедурами, законопослушные предприниматели серьезно сэкономят на издержках".[27]
В завершение рассмотрения вопросов данного параграфа настоящей работы хотелось бы кратко остановиться на основных положениях Таможенного кодекса Республики Казахстан, относящихся к таможенному оформлению. Как и в российском Таможенном кодексе в ТК РК основным положениям отведено 11 статей (ст.ст. 359-369 ТК РК).
В этих статьях регламентируется порядок производства таможенного оформления, его технология, начало и завершение таможенного оформления, место и время совершения операций по основному таможенному оформлению. Необходимо отметить, что в новом Таможенном кодексе РФ такого разделения на основное и предварительное таможенное оформление нет.
Таможенным кодексом РК предусмотрена обязанность лиц представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенных целей; право и обязанность (в определенных случаях) присутствовать полномочным лицам и их представителям при таможенном оформлении. Определен также порядок производства грузовых и иных операций с товарами, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, порядок отбора проб и образцов. По нашему мнению порядок проб и образцов в Таможенном кодексе РК (ст. 369) расписан более детально, нежели в российском таможенном законодательстве.
Отличительной особенностью, зафиксированной в ТК РК, является положение о том, что "таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на государственном и русском языках".[28] В Приложении № 1 к настоящей работе приводится документ контроля доставки товаров, применяемый в Республике Казахстан.
Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что в основных положениях таможенных кодексов Российской Федерации и Республики Казахстан, относящихся к таможенному оформлению товаров и транспортных средств, принципиальных отличий не имеется.
1.3 Правовая регламентация декларирования товаров
Прежде чем вести речь о правовой регламентации декларирования товаров необходимо хотя бы кратко остановиться на сущности декларирования.
Как известно, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, лицо, перемещающее товары, должно пройти процедуру таможенного оформления. Эта процедура многоступенчатая и чтобы при ее прохождении не возникли серьезные проблемы необходимо придерживаться определенной последовательности, а также достоверно и правильно заполнять сопроводительную документацию и особенно декларацию.
Декларирование – это заявление таможенному органу субъектами ВЭД всех необходимых сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, об их таможенном режиме, а также иных данных, необходимых для таможенных целей.[29]
Декларирование в соответствии с установленным порядком является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через границу. От соблюдения процедуры декларирования и правильности оформления декларации зависит не только судьба самого товара, перемещаемого через границу страны, но и правильность и полнота взимания и уплаты таможенных платежей, которые в свою очередь являются доходной частью бюджета России.
Правовые основы декларирования содержатся в главе 14 Таможенного кодекса РФ. Оно может производиться в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме. Наиболее перспективной является электронная (небумажная) форма декларирования. В настоящее время на Западе в наиболее развитых странах 90% деклараций оформляется в электронном режиме, исключающем личные контакты таможенника и представителя бизнеса.
С 1 июля 2005 года страны Европейского Союза оформляют все таможенные грузы в режиме предварительного электронного декларирования.
Россия и Казахстан также планируют поэтапный переход к такой форме декларирования товаров.[30]
В настоящее время в РФ используется в основном письменная форма таможенного декларирования.
В области внешнеэкономической деятельности (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) применяется установленная форма грузовой таможенной декларации (ГТД)
Таким образом, грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий в условно-закодированном виде все необходимые для таможенных целей сведения (в соответствии с заявленным таможенным режимом) о перемещении через таможенную границу РФ товарах.
С помощью ГТД декларируются товары, в отношении которых взимаются таможенные пошлины и налоги, товары к которым применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации по вопросам заполнения ГТД помимо Таможенного кодекса РФ имеются действующие нормативно-правовые акты ГТК России. В их числе Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденная приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 и изменения в указанную Инструкцию, утвержденные приказом ГТК России от 14 мая 2004 г. № 570.[31]
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В таможенной декларации в соответствии со ст. 124 ТК РФ могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 ТК РФ, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;
4) сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения, таможенная стоимость;
5) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации, курс валюты для целей учета и таможенных платежей;
6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
8) сведения о производителе товаров;
9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;
10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (статья 131 ТК РФ);
11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;
12) место и дата составления таможенной декларации.
В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.
Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 ТК РФ, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.
Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.
В целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с п. 2 ст. 125 ТК РФ вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров. Однако делать это оно может только в определенных случаях, перечисленных в ТК РФ.
В том числе:
– в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы;[32]
– в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи);
– в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
– в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.
Статьи 126, 127 ТК РФ регламентируют деятельность еще одного участника процесса декларирования товаров - декларанта.
В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 ТК РФ, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 126 ТК РФ декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
– физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
– иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;
– иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении отдельных таможенных режимов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12