Правовое регулирование рекламной деятельности

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 нового Закона недобросовестной является та реклама, которая представляет со­бой рекламу товара, реклама которого запрещена данным спосо­бом, в данное время или в данном месте, если она осуществляет­ся под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени сме­шения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в от­ношении рекламы которого установлены соответствующие тре­бования и ограничения, а также под видом рекламы изготовите­ля или продавца такого товара.

Насколько действенны подобные запреты и, самое главное, насколько они конституционны?

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Запрет рекламы товаров, имеющих товарные знаки идентичные или похожие на те, рекла­ма которых ограничена, может привести к тому, что некоторые добросовестные производители будут ограничены в правах на рекламу своих товаров.

Дело в том, что существует ряд товарных знаков, под которы­ми давно и вполне легально выпускаются «безобидные» товары, схожие с товарными знаками алкогольных или иных товаров, рек­лама которых ограничена. Запрет на рекламу первых ставит их владельцев в невыгодное положение по сравнению с теми, кото­рые обладают товарными знаками на аналогичные


товары, но по­добного сходства не имеют. Более того, появляется дополнитель­ная возможность для недобросовестной конкуренции: желая ограничить возможности рекламы товарного знака того или ино­го обычного товара, недобросовестный конкурент может попы­таться зарегистрировать аналогичный товарный знак, но по клас­су алкогольной или табачной продукции, и даже выпустить опре­деленное количество таких товаров. Данные действия позволят инициировать запрет на рекламу товаров, реклама которых не ограничена.

Ответ на вопрос о конституционности пункта 3 части 2 ста­тьи 5 нового Закона не является однозначным, ведь в данной форме содержится формулировка «осуществляется под видом». Сторонники указанного ограничения могут заявить, что запрет будет действовать только тогда, когда фактически будет рекла­мироваться другой товар, нежели указанный в самой рекламе, то есть  добросовестные производители не пострадают.

В таком случае антимонопольному органу, применяющему санкции к участнику рекламного рынка на основании указанной выше нормы, придется доказывать наличие определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о его недобросовестности. Во-первых, нужно будет доказать, что рекламируемый товарный знак и товарный знак, реклама которого ограничена, имеют достаточную степень сходства. Во-вторых, что формально рекламируе­мый товар не производится вовсе или производится в количествах несопоставимых с объемом рекламы. В-третьих, что реклама формально рекламируемого товара прочно ассоциируется у большинства потребителей с фактически рекламируемым товаром.

Надо сказать, что аналогичные задачи стояли перед работниками антимонопольных органов и раньше, когда рассматривае­мого объекта в законодательстве о рекламе не было. Так или иначе антимонопольные органы стремились запретить использование зонтичных» брэндов, ссылаясь на то, что фактически при этом рекламируются другие товары. Поэтому для доказывания сходства проводились экспертизы; для доказывания


ограниченного производства «титульного» товара использовались сведения, получаемые из налоговых органов; а для доказывания ассо­циации с фактически рекламируемым товаром проводились социологические исследования (опросы общественного мнения).
         Производители в той или иной мере научились обходить эти препятствия: производство и реклама товаров под «зонтичными» брэндами поручались третьим фирмам, формально не завися­щим oт предприятия-производителя фактически рекламируемой продукции; товары под этими брэндами стали реально произво­диться в объемах, не позволяющих сделать однозначного вывода о формальности их рекламы; стали проводиться «альтернатив­ные» опросы общественного мнения, результаты которых указы­вали на отсутствие у потребителя ассоциаций с товарами, рекла­ма которых ограничена.

Поэтому получается, что новое требование Закона ничего особенно нового в решение проблемы «зонтичных» брэндов не добавило, хотя в ходе рассмотрения законопроекта в Думе осо­бенно подчеркивалось, что «зонтичные» брэнды будут запреще­ны. Законодатель смог только обобщить уже сложившуюся прак­тику и более или менее четко сформулировать цель борьбы, с «зонтичными» брэндами. При этом не обошлось, правда, без нестыковок: в Законе говорится о запрете рекламы одного то­вара под видом другого, если товарный знак последнего относит­ся к товарам, реклама которых ограничена. Однако Закон не пре­дусматривает ситуации, когда обозначение товара, реклама ко­торого ограничена, не зарегистрировано в качестве товарного знака. Это опять-таки ставит в неравное положение производите­лей товаров, имеющих зарегистрированные и незарегистриро­ванные в качестве товарного знака обозначения.

Часть 3 статьи 5 Закона содержит в себе перечень признаков недостоверной рекламы. Часть из них присутствовала в старом законе и была перенесена в новый с небольшой коррекцией фор­мулировок. Но многие признаки были введены в Закон впервые.



Так теперь признается недостоверной реклама, которая со­держит не соответствующие сведения:

1. Об ассортименте и о комплектации товаров, а также о воз­можности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

2. О предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

3. О правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и по­рядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

4. О правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по резуль­татам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

5. Об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

6. О месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии федеральными законами или иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации.

Вместо запрета на использование терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «толь­ко», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально, появился запрет на недостоверную информацию о преимуществах рекламируемого товара



перед находящимися в обороте товарами, которые  произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Новый Закон ввел довольно-таки длинный и, надо сказать, полный перечень товаров, запрещенных к рекламе.

         Не допускается реклама:

1. Наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

2. Взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиро­технических       изделий;

3.  Органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

4. Товаров,   подлежащих   государственной   регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

5. Товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требовани­ям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

6. Товаров, на производство и (или) реализацию которых тре­буется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таковы общие требования к производству и распространению рекламы по новому законодательству о рекламе.



2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ                                               РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ

                      2.1. Реклама в телепрограммах и телепередачах

Серьезнейшей переработке подверглась статья закона  «О рекламе», посвященная рекламе в радио и телепрограммах. Теперь данные виды рекламы разделены и требования к ним предъявляются хоть и во многом схожие, но в некоторых вопросах все же различные.

         Многие правила, регулирующие рекламу на телевидении, по­являются в Законе впервые, имевшиеся в нем ранее серьезно из­менены.

Появилось правило, согласно которому прерывание теле­программы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстра­ции рекламы, должно предваряться сообщением о последую­щей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсор­ской рекламой.

Теперь нельзя будет резко прервать трансляцию той или иной программы рекламным роликом, будет необходимо внятное предупреждение о трансляции рекламного блока.

Как и прежде при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна зани­мать более чем семь процентов площади кадра, но теперь эта реклама еще и не должна накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

Общая продолжительность распространяемой в телепро­грамме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр те­лепрограммы с 1 января 2008 года не может превышать пятнад­цать процентов времени вещания в течение часа. Вводится также «переходный» период, с 1 июля 2006 г. по 1 января 2008 г., в те­чение которого указанный


выше показатель будет составлять двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнад­цать процентов времени вещания в течение суток.

Этот период необходим участникам рекламного рынка, чтобы плавно привести в соответствие договорные отношения в этой сфере в соответствие с реальным уменьшением объема рекламы, передаваемой посредством телевидения и радио.

Как и прежде существует запрет на прерывание рекламой ре­лигиозных телепередач, телепередач продолжительностью менее чем пятнадцать минут, из которого теперь, правда, сделано ис­ключение. Данные передачи могут прерываться спонсорской рекламой  непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием  таких телепередач при условии, что общая продолжи­тельность такой рекламы не превышает тридцать секунд.

Серьезно изменены требования в отношении детских телепередач; -  если ранее существовал полный запрет на прерывание их рекламой, то теперь такая возможность существует и зависит она от их продолжительности.

В детских  и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем двадцать пять минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью полторы минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью полторы минуты. В детских и образовательных телепередачах, продолжи­тельность которых составляет не менее чем сорок минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью две с половиной минуты  и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью две с половиной минуты. В детских и образовательных телепередачах продолжительность которых составляет не менее чем сорок минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью две с половиной минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью две с половиной минуты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты