Правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

Образовательный уровень. Образование, как известно, играет важную роль в развитии умственных способностей и нравственных устоев личности, в значительной мере определяет ее общий культурный и интеллектуальный уровень. Чем выше этот уровень, тем больше возможностей у человека приобрести престижную профессию, что в свою очередь, создает лучшие условия для трудового и бытового устройства и жизненной перспективы в целом. Высокий образовательный уровень проявляется как антикриминогенный фактор. Чем выше образование человека, тем менее вероятно совершение им преступлений. Данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем у других граждан, причем особенно низко доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Анализируя данные таблицы А.3 нельзя не заметить, что средний образовательный уровень осужденных дисциплинарных частей и исправительных учреждений существенного отличия не имеет. Сравнительное общеобразовательная характеристика лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях показывает, что их образовательный уровень несколько ниже, чем у осужденных исправительных учреждений [49, с.21].

Возраст, уровень образования – общий и специальный, служебное положение и т. д. В криминологическом плане: чем выше воинское звание, тем ниже преступная активность, а среди преступников больше сдвиг от насильственно – агрессивной мотивации к корыстной. По военно-социальному положению среди респондентов оказалось: рядовых – 71,6%, младших командиров – 23,1%, разжалованных сержантов – 2,6%, а пониженных в звании – 1,3%. Основной массив нарушителей состоит из рядового состава (около ¾). Каждый четвертый нарушитель – сержант, т. е. младший командир или квалифицированный специалист. Поэтому, по нашему мнению, должности сержантов и старшин следует комплектовать из лиц, окончивших специальные учебные заведения для подготовки младших командиров сдавших соответствующие квалификационные экзамены.

 Уголовно – правовая и криминологическая характеристики. Знание данных уголовно – правовой характеристики заключается в том, что они дают представление именно о тех чертах личности осужденного, существование которых привело его к совершению преступления. Эти особенности нужно знать воспитателю в первую очередь, ибо они показывают характер тех дефектов личности, которые поддаются исправлению.

Квалификация совершенного преступления. При организации исправительного процесса необходимо учитывать степень социально–правовой деградации личности осужденного, которая особенно ярко проявляется в характере совершенного им преступления.

В криминологии принято классификация наиболее распространенных преступлений на корыстные, корыстно – насильственные, насильственные и неосторожные. Сгруппировав данные исследования по этой схеме, получили (см. таблицу А.4). С развитием научно–технического процесса, ростом количества и усложнения источников повышенной опасности увеличивается число неосторожных преступлений [68, с.127]. Особенности ценностно–нормативной ориентации неосторожного преступника, его уголовно–правовая, криминологическая и социально–психологическая характеристики говорят о том, что эти лица находятся гораздо ближе к законопослушно военнослужащим, чем к умышленным преступникам. Разрыв между степенью общественной опасности неосторожного преступления и личностью, является главным противоречием, приводящим к коллизии целей наказания.

Назначенное наказание. Срок уголовного наказания является специфическим критерием общественной опасности деяния и личности преступника, временным показателем применения к осужденному основных средств исправления. Как известно, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. Большинство осужденных (77,9%) направляется в дисциплинарную воинскую часть на срок от 1,5 года до 2 лет. Реже назначаются сроки от 6 месяцев до 1 года (19,8%), от 1 ода до 1,5 года (30,6%), а до 6 месяцев – 2,3%. Следует, иметь в виду, что в этих специфических воинских частях находятся лица, впервые отбывающие наказание за совершение менее тяжких преступлений. Кроме того, почти треть этих лиц (23%) осуждена впервые.

Причины преступного поведения. Анализ прежней деятельности осужденного дает нам представление о том нравственном и социальном «багаже», с которым он подошел к совершению преступления. При всей важности и необходимости такого анализа, не достаточно для адекватного вывода о степени общественной опасности того или иного лица. Во–первых, потому что в прежнем поведении не всегда достаточно отчетливо проявляется нравственные изъяны, которые привели к совершению преступления. Преступник может длительное время скрывать свои антиобщественные устремления. Во–вторых, существующая у преступника система личностных свойств может по–разному проявиться в различных жизненных ситуациях. Поэтому, важным этапом изучения личности осужденных дисциплинарных воинских частей, совершивших обще - уголовные преступления и против военной службы, должно быть исследование механизмам взаимодействия свойств личности, сформировавшихся в процессе прежней социальной деятельности, с особенностями ситуации, в которой было совершено преступное деяние, иначе говоря, изучение мотивации преступного поведения. Исследование мотивов преступлений исследуемого контингентам позволило выявить следующую картину, что около половины опрошенных лиц (47.1%) связывают совершенное ими преступление с безнаказанностью вследствие сокрытия командования части преступлений и иных правонарушений. Практически каждый осужденный (21.2%) указывает на отсутствие в части должной воспитательной работы по предупреждению преступлений, безнаказанность за предыдущие факты неуставных взаимоотношений, традиции «дедовщины» и культ физической силы в армейских коллективах.

 Приведенные данные позволяют сделать вывод, что большинство осужденных к содержанию в дисциплинарной части не считали себя нуждающимися в исправлении в условиях этого специфического воинского подразделения. Следовательно, осужденные в своем большинстве воспринимают наказание не как меру государственного принуждения, необходимую для исправления недостатков их собственной личности, а лишь как кару, постигшую их случайно [39, с.317]. Также выявилось, что 14.5% лиц исследуемого контингента связало совершенное ими преступление с какими – либо отрицательными качествами своей личности. Прежде всего, здесь подразумевается сочетание социальных и психологических факторов, о которых мы говорили выше. Следовательно, лица, проводящие воспитательную работу, обязаны знать и учитывать, что их деятельность по исправлению осужденных должна строиться не на переделывании или разрушению сформировавшихся личностных свойств, а на детальном изучении их направленности, выяснении отношения к социальным нормам и правилам поведения, выявлению мотивов преступной деятельности. Необходимо определить у каждой конкретной личности негативные стороны, которые нужно корректировать, и то положительное, на чем можно строить процесс исправления. Только в этом случае, можно достичь успеха, зная причины предыдущей преступной деятельности осужденных.

Трудовая деятельность осужденных. Переход к рыночным отношениям, общий кризис в сфере производства не могли отразится на всем комплексе проблем, связанных с исполнением уголовного наказания, в том числе на обеспечении осужденных трудом. Экономическая реформа поставила имевшуюся производственную базу дисциплинарных воинских частей, так же как и других исправительных учреждений, в крайне сложные условия. Дисциплинарные воинские части оказались не защищенными как социально, так и экономически. Хотя и до начала реформ дисциплинарные воинские части имели недостаточно мощный потенциал, что в основном позволяло обеспечить трудом осужденных, уровень которого зависел от таких объективных причин, как отсутствие необходимых специальностей у осужденных, трудности обеспечения материально–техническими ресурсами для производства. Хотя в соответствии с Положением трудовая деятельность осужденных должна быть подчинена интересам их исправления, на самом деле ручной неквалифицированный труд в дисциплинарных воинских частях не дает соответствующего результата. Анализируя деятельность дисциплинарных воинских частей по организации профессионального обучения и трудового использования осужденных, следует прийти к выводу, что в этой сфере отсутствует единая и организованная база. На результаты профессиональной подготовки серьезно влияют следующие факторы: осужденные не могут пройти курс профессионально–технического обучения, так как сроки данного вида наказания варьируются в пределах от трех месяцев до двух лет; большинство осужденных не имеет необходимой предшествующей профессиональной подготовки для продуктивной трудовой деятельности, перечень предлагаемых специальностей не соответствует интересам и наклонностям многих осужденных. По нашему мнению, основными направлениями совершенствования организации профессионального и профессионально–технического обучения осужденных в дисциплинарных воинских частях являются: обеспечение условий для получения осужденными профессиональной подготовки и формирование готовности к их включению в производственный труд при обязательном учете срока наказания, возможности и профессиональных наклонностей, а также военной специальности; закрепление полученных знаний и навыков на производстве дисциплинарных воинских частей; формирование социально–активной, нравственно полноценной и трудолюбивой личности.

Одна из основных целей наказаний заключается в том, чтобы исправить осужденного и добиться его правомерного поведения после освобождения. Прогнозировать, как будет себя вести освобожденный, не просто. Однако в определенной мере можно об этом судить по оценки его поведения во время отбывания наказания [48,c.21]. В процессии исследования были выявлены данные, позволяющие характеризовать степень исправления осужденных. При этом за основу взяты показатели, принятые в уголовно–исправительном праве. Положение статьи 9 УИК РФ определяют понятие исправления осужденных и его основные средства. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений) [34, с.271]. В качестве критериев избраны данные о дисциплинарной практике в дисциплинарной воинской части, об отношении осужденных к труду, об участии в работе самодеятельных организаций и общей характеристики степени исправления.


3.3 Проблемы совершенствования правового регулирования в организации исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части


Совершенствования исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части требует своего правового и организационного обеспечения. При этом в качестве первоочередных мер правового характера следует выделить, задачу коренного качественного совершенствования законодательной базы. Обновление указанного института по всем параметрам вписывается в процессы формирования правового государства. При этом предполагается сохранение и законодательное закрепление позитивного опыта назначения и исполнения этого вида наказания.

В плане совершенствования и разработки ведомственных нормативных актов целесообразно обратить внимание на пробелы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, которое обнаружилось в результате предпринятого настоящего исследования и нашли отражение в наших выводах и предположениях.

Ситуация, когда осужденный на максимальный или близкий к нему срок на протяжении 1,5-2 лет содержания в дисциплинарной воинской части не исправляется, порождает и такой вопрос: надо ли дожидаться окончания срока наказания и направлять этих лиц обратно в воинскую часть, где они продолжают злостно нарушать воинскую дисциплину и нередко вновь вступают на путь совершения преступлений. По нашему мнению, правильнее было бы предоставить право военному суду по месту дислокации дисциплинарной воинской части отменять в этих случаях решение о замене лишения свободы содержанием в дисциплинарной части и направлять таких лиц на оставшийся срок в места лишения свободы аналогично тому, как это предусмотрено в ч. 3 ст. 50 УК РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 55 УК РФ не является препятствием для назначения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части отбывание в прошлом наказание в местах лишения свободы, что не способствует исправлению указанных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты