Правовой режим земель обороны

Правовой режим земель обороны

Введение


Анализ понятия «правовой режим земель промышленности, транспорта обороны и иного назначения» имеет принципиальное значение для уяснения тех правовых рычагов, с помощью которых земельное законодательство регулирует широкий спектр земельных отношений. Использование данной правовой категории позволяет выявить сущность всего земельного права, поскольку именно понятие «правовой режим земель промышленности, транспорта обороны и иного назначения» отражает особый характер правового регулирования использования и охраны земельных ресурсов

Вопрос о том, в чем заключается значение данного понятия, каково его содержание, остается недостаточно выясненным. С одной стороны, вопрос о сущности правового режима земель подвергался исследованию очень многими специалистами в области земельного права. С другой стороны, имеется также довольно большое число работ, специально посвященных правовому режиму соответствующих категорий или видов земель. Тем не менее в подавляющем большинстве этих работ суть именно этого понятия специально не затрагивалась, хотя содержание исследований сводилось в конечном счете к изучению правового режима земель.

Регулирование правового режима земель обороны является комплексным и включает в себя нормативные предписания целого ряда отраслей законодательства. В открытой отечественной юридической литературе правовой режим земель обороны глубоко не изучался.

Отсутствие современных научных исследований, посвященных землям обороны и безопасности, постоянное обновление законодательства о недвижимости, продолжающаяся земельная реформа, потребности практической деятельности Вооруженных Сил Республики Беларусь, воинских формирований, организаций и органов, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны, общегосударственная значимость земель обороны и безопасности определяют актуальность представленной работы.

Как представляется, изучение правового режима этих земель позволит выявить пробелы правового регулирования земельных отношений, содержанием которых выступают правомочия по поводу земель обороны и безопасности, а также будет способствовать дальнейшей разработке теоретических и правовых основ земельного права и смежных отраслей, имеющих отношение к рассматриваемой проблематике.

Цель данной работы заключается в выявлении основных особенностей правового режима земель обороны. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задача:

- показать порядок управления землями обороны;

- изучить нормативно-правовое регулирование рационального использования земель обороны.

- рассмотреть порядок предоставления и изъятия земель обороны.


1. Порядок управления землями обороны


Правовой режим земель обороны - это система правовых норм, определяющих целевое назначение, порядок использования и управления, оборотоспособность, субъективные права, юридические обязанности и ответственность участников земельных правоотношений, правовую охрану и мониторинг земель обороны и безопасности [10, c. 19].

В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З (далее – Кодекс о земле), земли обороны и безопасности рассматриваются в качестве самостоятельного вида земель (субкатегории) из состава категории земель промышленности и иного специального назначения.

Данная статья устанавливает, что к землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.

Законодательство содержит довольно расплывчатые признаки, которыми характеризуется данная категория земель. Из названия категории усматривается, что она предназначена для несельскохозяйственных целей. Перечислить все нужды, для которых предоставляются указанные земли, невозможно, поэтому назначение этих земель имеет некоторую неопределенность.

Определение несельскохозяйственных целей, для которых предоставляются эти земли, нужно понимать ограничительно, так как имеются и другие категории земель, имеющие несельскохозяйственную направленность. Данная категория рассматривает несельскохозяйственные земли в узком значении, связывая их с выполняемыми юридическими и физическими лицами задачами. Можно предположить, что в понятие «задачи» входят уставные цели деятельности юридических лиц. В отношении граждан специальные нужды можно связывать с осуществлением их предпринимательской деятельности.

Понятие земель специального несельскохозяйственного назначения, которое употреблялось в советском законодательстве для обозначения этой категории, более определенно указывало на ее назначение, связанное с осуществлением специальных задач. Закон раскрывает содержание специальных задач примерным перечнем. Но при этом не указывается на критерий, по которому определяются эти нужды — экономический, социальный и другие.

Как отмечалось в юридической литературе, общее целевое назначение этих земель выражается в создании условий для размещения и эксплуатации на этих землях различных объектов несельскохозяйственного назначения [15, c. 68].

Эти земли служат пространственным базисом для размещения несельскохозяйственных объектов, которые предназначены и используются для специальных видов деятельности, в данном случае для размещения оборонных объектов.

Включение земель обороны в категорию земель для несельскохозяйственных целей показывает, что не только экономические цели деятельности могут учитываться при формировании этой категории. Обособленные виды деятельности, для осуществления которых выделяются отдельные виды земель данной категории, определяются специальным законодательством. Земельное законодательство следует уже сложившейся структуре хозяйственной и иной деятельности.

Из Закона Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992 г. видно, что для размещения и содержания стационарных военных объектов и объектов оборонного сектора экономики выделяются специальные земли.

Землями для нужд обороны являются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.

Воинские части вправе предоставлять во временное пользование колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам земли полигонов, аэродромов, другие участки для сенокошения, выпаса скота и посевов сельскохозяйственных культур, для лесохозяйственных целей.

Земли обороны запрещено передавать в пользование гражданам, даже военнослужащим.

Как и другим землепользователям, воинским частям предоставлено право использовать имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Они вправе возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения.

Правовой режим земель обороны отличает то, что не только на смежных с ними земельных участках, но и на самих этих землях могут быть установлены особые (запретные) зоны. Границы внутренних запретных зон устанавливаются Министерством обороны и командованием воинских частей. Ограничения использования этих земель связаны с установлением особого режима посещения указанных территорий, запрета нахождения на них как граждан, так и военнослужащих, не обслуживающих военные и оборонные объекты.

Кроме прав, на воинские части и других землепользователей возлагаются обязанности по уходу за землями, строго Целевому их использованию.

Составной частью земель обороны являются земли пограничных войск. Этим воинским формированиям предоставляются земельные участки для размещения военных городков и специальных объектов.

Таким образом, устойчивым квалификационным признаком этих земель служат специальные задачи, для которых они предназначены. В земельном законодательстве также закреплен такой признак, как расположение этих земель за пределами населенных пунктов.

Территориальное расположение этих земель в законодательстве Республики Беларусь определено достаточно четко. Включение аналогичного вида земель в состав земель населенных пунктов показывает, что они могут располагаться как в границах, так и за пределами населенных пунктов.

При нахождении этих земель в пределах населенных пунктов их правовой режим будет подчинен градостроительным требованиям развития населенного пункта.

Правовой режим земель обороны имеет ряд общих черт с иными землями, входящими в данную категорию, однако есть и существенные отличия.

Во-первых, земли обороны отличает строго целевой характер использования.

Во-вторых, для обороны земли предоставляются как в постоянное, так и во временное пользование. Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь об обороне от 3 ноября 1992 г., для размещения и содержания военных объектов выделяются в постоянное или временное пользование земли, леса, предоставляются другие природные и производственные ресурсы без взимания соответствующих налогов и платежей. В ст. 12 указано, что органы местного управления обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, выделяют для нужд обороны земельные участки.

Так, для проведения учений, маневров, передислокации воинских частей и соединений земельные участки у землевладельцев и землепользователей, на территории которых осуществляются указанные действия, не изымаются. После окончания использования данных земель войсковые части, военные учебные заведения и другие воинские формирования обязаны привести их в состояние, пригодное для использования по назначению, и возместить убытки землевладельцам и землепользователям.

В-третьих, земли, предоставленные для нужд обороны, разнообразны по составу. Часть из них составляют лесные площади. В состав земель обороны включаются сельскохозяйственные угодья. Они используются для создания подсобных хозяйств, других хозяйственных целей.

В последние годы усилилась роль контроля за использованием и охраной вышеуказанных земель. Его осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Кроме того, воинские подразделения сами устанавливают внутреннюю структуру земель, регламентируют их использование, никто не может вмешиваться в их деятельность. В состав пограничной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов и расположенные в этих водах острова.

Воинские части как субъекты пользования вправе возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения. Они вправе использовать имеющиеся на участках общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты. Земли обороны могут быть предоставлены во временное пользование юридическим лицам, в том числе фермерским хозяйствам, для сенокошения, выпаса скота, иных сельскохозяйственных и ле-сохозяйственных целей. Но земли обороны запрещено передавать в пользование гражданам.

При государственной регистрации землепользовании войсковых частей предоставляются сведения лишь о размерах и внешних границах земельных участков, без раскрытия их внутренней структуры. На землях, предоставленных для нужд обороны, а также на смежных с ними землях могут быть установлены запретные зоны, имеющие особый правовой режим.

Запретные зоны в пределах участков (внутренние зоны) устанавливаются командованием воинских частей и Министерством обороны, которое определяет обязательный для всех режим этих зон (запрещение прохода и проезда для посторонних либо разрешение для определенного круга лиц).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты