Запретные зоны на смежных землях (внешние зоны) могут быть установлены по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Территории внешних запретных зон не изымаются у землепользователей, но используются с соблюдением специального режима (например, может запрещаться производство строительных работ, рубка деревьев, кустарников, разработка полезных ископаемых).
Пограничная зона устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к Государственной границе Республики Беларусь территории населенного пункта. В состав пограничной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов и расположенных в этих водах островов.
Пограничная полоса устанавливается непосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водоемов с учетом местных особенностей. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха местного населения. (ст. 19 Закона о Государственной границе Республики Беларусь).
Не допускается размещение на землях пограничной полосы и пограничной зоны психоневрологических диспансеров (больниц) и учреждений исполнения наказаний. Охота в пограничной полосе запрещена. Выпас скота в пограничной полосе производится в отведенных для этого местах при наличии нормальной эпизоотической обстановки как на прилегающей к Государственной границе Республики Беларусь, так и на сопредельной территории. Юридические лица и граждане, осуществляющие выпас скота, огораживают территории этих пастбищ.
2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель обороны
земля оборона использование изъятие
Земли обороны находятся в ведении Министерства обороны Республики Беларусь. Правовые формы использования земель этой категории разнообразны, хотя и содержат определенные ограничения. Так, право пожизненного наследуемого владения землей не может быть применимо к данной категории земель, так как не связывается с выполнением специальных задач. Право землепользования может осуществляться в разнообразных формах, которые зависят от целей и характера использования земельных участков, правоспособности землепользователя и других обстоятельств.
Как было сказано выше, согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь об обороне от 3 ноября 1992 г., земельные участки могут предоставляться на следующих условиях:
а) постоянного пользования - для уставных целей, которые носят постоянный, длительный характер;
б) временного пользования - для строительства линейных сооружений и других объектов, не требующих длительного занятия постоянного земельного участка.
В целях обеспечения зашиты и охраны Государственной границы Республики Беларусь земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и других объектов отводятся в постоянное пользование. Право постоянного пользования земельным участком означает обеспеченную законом возможность бессрочного, безвозмездного пользования чужим земельным участком, находящимся в государственной собственности, в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении земельного участка в пользование. Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Республики Беларусь, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» устанавливается,
Местные исполнительные и распорядительные органы в области государственной пограничной политики на подведомственной территории предоставляют в установленном порядке органам пограничной службы в постоянное безвозмездное пользование земельные участки, необходимые для охраны Государственной границы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, осуществляют контроль за их использованием.
Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия. По смыслу положений закопав данном случае речь не идет об установлении сервитутов, поскольку возможность ограниченного пользования земельным участком допускается только в отношении собственников земли.
В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу могут быть запрещены пли ограничены содержание и выпас скота в полисе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Министерством сельского хозяйства Республики Беларусь или по его поручению органами ветеринарного надзора Республики Беларусь.
Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных, других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование ил и в аренду.
Действующее законодательство предусматривает специальные требования к размещению и эксплуатации объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия устанавливаются зоны защитных мероприятий, в пределах которых осуществляется специальный комплекс защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, зашиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций. Специальный комплекс защитных мероприятий определяется планами действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий, разрабатываемыми для каждого объекта отдельно [5].
Расчет площади зоны защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов, осуществляется, как правило, на этапе проектирования этих объектов согласно методике определения площади зоны защитных мероприятий, утвержденной Министерством обороны Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти. На основании рассчитанных значений площади зоны защитных мероприятий осуществляется определение ее границ на местности.
В случае если расчетное значение площади зоны защитных мероприятий окажется менее размера санитарно-защитной зоны, принятой для конкретного объекта, зона защитных мероприятий устанавливается по границе санитарно-защитной зоны. При прохождении границы зоны защитных мероприятий через административные границы населенного пункта (село, район, город и т.д.) этот пункт полностью включается в зону защитных мероприятий.
Принципиальное значение для обороноспособности и безопасности государства имеет вопрос о правосубъектности иностранных граждан и организаций в отношении земельных участков из состава земель обороны и безопасности.
Действующее законодательство позволяет иностранным субъектам обладать правом собственности на земельные участки. Согласно ст. 12 Кодекса о земле, земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций. Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами [1].
Статья 13 Кодекса о земле уточняет, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности.
Других ограничений прав иностранных субъектов на земельные участки обороны и безопасности не предусмотрено.
Необходимо отличать земли обороны от земель (территорий), временно используемых для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны. Временно используемые для нужд обороны земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Использование этих земель осуществляется в соответствии с порядком, установленным для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
Как уже отмечалось, земли, предоставленные воинским частям, могут также использоваться для производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения питанием личного состава (подсобные хозяйства воинских частей). В этом случае на них распространяется режим использования земель сельскохозяйственного назначения.
Важным элементом правосубъектности участников правоотношений, возникающих по поводу земельных участков обороны и безопасности, является ответственность землепользователей и арендаторов за нарушение норм земельного законодательства. Должностные лица и граждане, совершившие земельные правонарушения, несут административную, дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации могут быть привлечены к административной и гражданско-правовой ответственности.
Статьи 15.11. 15.12. 15.13. 23.41., 23.42. 23.80. Кодекса об административных правонарушениях РБ устанавливают административную ответственность за порчу земель, самовольное отступление от схем или проектов землеустройства, уничтожение либо повреждение межевых знаков, самовольное занятие земельных участков, нарушение порядка предоставления и изъятия земельного участка, нарушение сроков возврата временно занимаемых земельных участков. Привлечение виновных лиц к ответственности не освобождает их от гражданско-правовой обязанности возместить в полном объеме вред, причиненный в результате земельного правонарушения.
Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства предусмотрена 269 Уголовного кодекса РБ за порчу земли.
Следующей характерной чертой правового режима земель обороны и безопасности являются их зонирование.
Земли обороны и безопасности могут располагаться как за границами населенных пунктов, так и в черте поселений (земельные участки, занятые объектами обороны).
Одним из видов зон с особыми условиями использования территорий являются зоны охраняемых объектов.
Зоны охраняемых объектов устанавливаются с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов. Размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 км [13, c. 11].
В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны. Назначение и порядок установления запретных зон определяются Правительством Республики Беларусь.