Запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного склада, арсенала, базы. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается: для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей — до 400 м; для военных складов вооружения и военного имущества — до 100 м. Обязательным требованием при установлении запретной зоны является обустройство 50-метровой противопожарной полосы, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного склада, в пределах которой осуществляются вырубка деревьев и кустарника и вспашка по всей ширине.
Для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей устанавливается также запретный район шириной не менее 3 км от внешнего ограждения территории военного склада [16].
Границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями местных органов исполнительной власти Республики Беларусь, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, введении которых они находятся. Границы запретной зоны обозначаются на местности хорошо видимыми указателями. Границы запретного района на местности не обозначаются.
На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада. На территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае местными органами исполнительной власти, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.
На территории запретного района не допускаются устройство стрельбищ и тиров, стрельба из огнестрельного оружия, а также проживание иностранных граждан. В воздушном пространстве над территорией запретного района не допускаются прокладка воздушных трасс и полеты самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. В зависимости от местных условии в запретной зоне и запретном районе органами местного самоуправления в пределах их полномочий и по представлению начальника военного склада могут устанавливаться и иные ограничения, в том числе на транзитный проезд, причал судов, рыболовство, охоту, купание и другие.
Необходимо также отметить особый характер лесопользования на землях обороны и безопасности. Порядок использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, определяется Лесным кодексом Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 420-З.
На участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны, лесопользование должно осуществляться с учетом сохранения экологических функций лесов. На этих участках могут быть ограничены или запрещены отдельные виды лесопользования, если они не совместимы с назначением данных участков.
Проведение мероприятий по боевой подготовке войск на участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны, после объявления в установленном порядке чрезвычайной пожарной ситуации в лесах Республики Беларусь запрещается.
На участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны, ведение лесного хозяйства осуществляется лесхозами и лесничествами, находящимися в ведении Министерства обороны Республики Беларусь.
Порядок ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны, а также порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на этих участках, определяется настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
По миновании надобности в участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны, они передаются в ведение специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в состоянии, пригодном для осуществления лесохозяйственной и иной деятельности, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
По ходатайству Министерства обороны Республики Беларусь проведение мероприятий по боевой подготовке войск может допускаться в исключительных случаях на участках лесного фонда, не предоставленных для нужд обороны, на основании решения специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, согласованного с соответствующими областными исполнительными и распорядительными органами и лесопользователями.
Лесопользование и ведение лесного хозяйства в пограничной зоне и пограничной полосе осуществляются в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства в пограничной зоне и пограничной полосе устанавливаются специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Государственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь.
Элементом правового режима земель обороны и безопасности выступают правовая охрана и мониторинг земель обороны и безопасности. Охрана земель обороны и безопасности осуществляется с учетом необходимости рационального использования данных земель, защиты их от вредных воздействий, а также восстановления земель и лесного фонда, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, другим негативным воздействиям.
Мониторинг земель обороны является составной частью мониторинга земель промышленности и иного специального назначения. Содержание мониторинга земель обороны и безопасности включает систематическое наблюдение за состоянием данного вида земель, выявление изменений земельных участков и их оценку. Мониторинг земель осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами [9, c. 49].
3. Порядок предоставления и изъятия земель обороны
Изъятие и (или) предоставление земельных участков для размещения важных оборонных и (или) военных объектов, дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций и консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь, а также при распоряжении высвобождаемым недвижимым имуществом государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.
Порядок предоставления и изъятия земель обороны установлен Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» [3].
Настоящим Положением определяется порядок изъятия и предоставления земельных участков, в том числе для государственных нужд, из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков (далее – аукцион аренды) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность (далее – аукцион продажи), продления срока пользования земельными участками, предоставленными во временное пользование.
Формирование земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества в Республике Беларусь, за исключением г. Минска и областных центров, строительство которых предусмотрено решением Президента Республики Беларусь либо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, а также при продаже в установленном порядке на аукционе недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности.
Земельные участки для строительства и обслуживания линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду.
Изъятие и предоставление земельных участков не требуется для строительства (реконструкции, капитального ремонта) линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений), осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности. Строительство таких сооружений осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией с возмещением убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место).
Земельные участки предоставляются в аренду или в частную собственность по результатам аукционов аренды и аукционов продажи.
Договор аренды земельного участка, заключаемый при его предоставлении, в том числе по результатам аукциона аренды, подготавливается местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предоставлении этого участка, в соответствии с типовой формой, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Средства, полученные от проведения аукционов, направляются в соответствующие местные бюджеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, и используются на строительство (реконструкцию, ремонт) объектов инфраструктуры; финансирование работ (услуг), связанных с изъятием земельных участков для проведения аукционов, в том числе по государственной регистрации этих участков; проведение аукционов аренды и аукционов продажи.
Средства, полученные от проведения аукционов аренды для строительства автозаправочных станций, направляются в республиканский бюджет и используются для финансирования строительства и реконструкции автозаправочных станций на территории районов и проведения таких аукционов для строительства автозаправочных станций.
Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее – землепользователь).
При необходимости использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, указанных в пункте 10 настоящего Положения, право частной собственности на этот участок может быть прекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его в собственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитета при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие для государственных нужд, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Размеры убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, устанавливаются организациями по перечню и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
При изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем местный исполнительный комитет обеспечивает в соответствии с жилищным законодательством по выбору собственника реализацию его права на предоставление благоустроенной квартиры в собственность или строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, перенос и восстановление жилого дома в ином месте, получение денежной компенсации вместо изымаемого земельного участка с расположенными на нем жилым домом, иными строениями, сооружениями, насаждениями.
В случае объективной невозможности (в том числе обусловленной градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) предоставления собственнику сносимых одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем права на строительство и (или) получение в собственность иного жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, либо на перенос и восстановление жилого дома в ином месте, местный исполнительный комитет обязан по выбору собственника обеспечить реализацию его иных прав, предусмотренных в части второй настоящего пункта.
Решение местного исполнительного комитета об изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений может быть обжаловано в суд. В этом случае выполнение решения местного исполнительного комитета приостанавливается до вынесения судом соответствующего решения.
Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.
Для изъятия и предоставления земельного участка требуются: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта; разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка; установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него [3].
Проведенный анализ правового режима земель обороны позволяет выделить ряд особенностей их правового положения:
принадлежность к государственной собственности;
ограничения оборотоспособности;
возникновение прав участников земельных правоотношений в силу Закона «Об обороне»;
учет особенностей правового режима земель обороны и безопасности при проведении зонирования территорий;
установление запретных зон;
особый характер лесопользования.
Несмотря на активную правотворческую деятельность в области использования земельного фонда и прав на земельные участки, нормативная база, регулирующая отношения по поводу земель обороны и безопасности, все еще не является целостной. Так, до настоящего времени не принят указ Президента Республики Беларусь, касающийся установления перечней земельных участков, находящихся на приграничных территориях, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица. Помимо указанного перечня в нормативном акте, регулирующем особенности землепользования на при граничных территориях, должны быть четко определены условия предоставления земельных участков в составе приграничных территорий в аренду иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам с иностранным участием.
Список использованных источников
1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З в ред. Закона Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 447-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544
2. Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 420-З в ред. Закона Республики Беларусь от 24 декабря 2007 г. № 299-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1396
3. Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2008 г., № 6
4. Об органах пограничной службы Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З: Закон Республики Беларусь// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
5. О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
6. О Вооруженных Силах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1904-XІІ // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
7. Об обороне: Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XІІ// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
8. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1322 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 222, 5/28329
9. Бакиновская О.А. Земельное право: ответы на экзаменационные вопросы. – Мн.: ТетраСистемс, 2007. - 192 с.
10. Красинский В.В. Правовой режим земель обороны и безопасности // Военно-юридический журнал. – 2007. - № 7. – С. 19-29.
11. Краснов Н.И., Матвеев И.С. Правовой режим земель, предоставляемых для нужд обороны страны. – М., 1958. – 59 с.
12. Станкевич Н.Г. Земельное право. – Мн.: Книжнный дом, 2003. – 542 с.
13. Суров А.Ф., Шестерюк А.С. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земель обороны и безопасности // Экологическое право. – 2006. - № 3. – С. 10-14.
14. Шингель Н.А. Земельное право Республики Беларусь. Общая часть. – Мн.: БГУ, 2004. – 87 с.
15. Шингель Н.А. Правовой режим земель в Республике Беларусь. – Мн.: ГИУСТ, 2006. – 134 с.
16. http://www.mod.mil.by/ Министерство Обороны Республики Беларусь. Официальный сайт. [Электронный ресурс]
Размещено на