Правовой режим земель органов федеральной службы безопасности

Следующим понятием, требующим исследования, является термин «пограничная зона». Исторически сложилось, что пограничной зоной признается территория, на которой действуют более строгие правила, по сравнению с остальными территориями, прилегающими к Государственной границе. В Законе СССР «О Государственной границе» содержалось определение пограничной зоны, которое не претерпело существенных изменений и в действующем законодательстве. Под ней понимается местность «...в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан». В проекте нового закона пограничная зона определяется как «части территории Российской Федерации (шириной не менее 5 километров), прилегающие к Государственной границе и включающие, как правило, территории муниципальных образований, пограничные реки, озера и иные водоемы, внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, расположенные в них острова, пункты пропуска, а также прилегающие к указанным водным объектам и пунктам пропуска территории муниципальных образований, в которых устанавливается соответствующий режим». Последнее определение представляется более удачным, т.к. исключены территории, ограниченные для включения в пограничную зону, и определена минимальная ширина пограничной зоны в километров. Это позволяет избежать разногласий при установлении пространственных пределов пограничной зоны между органами, обеспечивающими пограничную безопасность, и органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Интересными представляются изменения законодательства, которые коснулись субъектов, устанавливающих конкретные пространственные, временные пределы действия, содержание правил режима пограничных зон. До принятия изменений в Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации» эти вопросы определялись решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц пограничных органов и пограничных войск на территориях субъектов Российской Федерации. В настоящее время их устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области безопасности по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации. Расплывчатая формулировка «уполномоченные федеральные органы исполнительной власти» дает основание полагать о включении в перечень полномочий одного из органов исполнительной власти прав в отношении определения статуса пограничной зоны. Но, как показал анализ нормативных правовых актов, ни в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», ни в Положениях об иных органах исполнительной власти, принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, определяющих структуру федеральных органов исполнительной власти, таких полномочий не содержится.

Возложение этих полномочий на федеральные органы исполнительной власти обоснованно, т.к. имевшиеся ранее у субъектов Российской Федерации широкие полномочия по определению статуса пограничной зоны противоречили Конституции Российской Федерации, которая определяет исключительные полномочия Российской Федерации по определению статуса и защиты государственной границы. Исходя из того, что пограничная зона служит созданию условий для охраны государственной границы и находится непосредственно в соприкосновении с ней, эти вопросы должны решаться на федеральном уровне Правительством Российской Федерации.  На практике, во многих приграничных субъектах Российской Федерации вопрос о пограничной зоне регулируется нормативными актами органов власти субъекта, из-за отсутствия актов ФСБ РФ. Ещё один вопрос состоит в том, что никаким образом не решается вопрос об учете мнения местного населения. Нередко приграничный субъект занимает огромную территорию. В его масштабе проблемы местного населения приграничных районов могут не учитываться. Учитывая национальные особенности населения некоторых приграничных районов необходимо законодательно закрепить конкретное содержание правил режима пограничных зон, исходя из особенностей приграничных районов.

Естественно, прямые задачи, решаемые пограничными органами в целях обеспечения пограничной безопасности, не могут быть признаны исключительными. Дополнительно пограничные органы выполняют и иные функции. В частности:

-управление;

-обеспечение собственной безопасности;

-хранение военного имущества;

-подготовка личного состава (проведение учений, боевых стрельб вдали от границы на учебных центрах и полигонах; обучение курсантов в учебных заведениях;

- осуществление повышения квалификации и переподготовки и т.д.) ;

-расквартирование личного состава;

-проведение лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий;

-проведение научных, социологических исследований в целях изучения пограничной ситуации, личного состава;

-материальное обеспечение деятельности пограничных органов. Выполнение вспомогательных функций требует использования земельных

ресурсов не только вблизи государственной границы, но и внутри страны. Поэтому земли, необходимые для выполнения вышеназванных функций пограничных органов, предлагается назвать землями для обеспечения деятельности пограничных органов.

В состав земель, необходимых для обеспечения деятельности пограничных органов, входят земли в территориальных пределах военных городков воинских частей, как правило, дислоцированных вдали от государственной границы.

Такие земли предоставляются в соответствии со ст. 120 и 296 ГК РФ, как и всем государственным учреждениям с учетом специфических особенностей

воинской части1 и назначения. Порядок определен ведомственными актами, зачастую эти акты были приняты ещё в советский период .

Кроме того, пограничные органы могут получать земли для выше названных целей на основании договора аренды или ссуды.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно сделать следующие выводы:

1. В состав земель пограничных органов входят: Земли, необходимые для охраны государственной границы:

1.Земли, находящиеся вблизи государственной границы в пределах пограничной зоны и (или) приграничной территории, в том числе:

-земли, на которые у пограничных органов возникает право постоянного (бессрочного) пользования;

-земли, на которые у пограничных органов возникает право срочного безвозмездного пользования;

-земли, на которые у пограничных органов возникает право сервитута в пределах приграничной территории или пограничной зоны.

2.Земли не в пограничной зоне (приграничной территории) в пределах пунктов пропуска на речном и воздушном транспорте, на которые у пограничных органов возникает право сервитута.

Земли, необходимые для обеспечения деятельности пограничных органов:

1.   В территориальных пределах военных городков воинской части на праве постоянного (бессрочного) пользования.

2.   За пределами военных городков воинской части на праве:

-срочного безвозмездного пользования;

-аренды;

-ссуды.

Таким образом, основываясь на анализе теоретических положений о правовом режиме земель органов ФСБ можно сделать следующие выводы:

1.   Правовым режимом земель пограничных органов следует признать установленный нормами права круг титульных владельцев земель органов ФСБ, содержание вещных и обязательственных прав на земельные участки, механизм управления в сфере использования земель пограничных органов и их правовую охрану на основе определения целевого назначения земель, установления видов разрешенного использования, территориального зонирования, ограничения прав землепользователей.

2.   Анализ особенностей земель пограничных органов позволяет сформулировать определение таких земель. Под землями органов ФСБ предлагается понимать ограниченные в гражданском обороте земли со смешанным правовым режимом, переданные или безвозмездно предоставленные в пространственных пределах, установленных правовыми актами, пограничным органам на основании закона или договора для выполнения ими задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и связанных с этими задачами функций, на которых возможно выделение особых охранных и запретных зон.

3.   Анализ функций органов ФСБ дает основание классифицировать земли рассматриваемого вида на земли, необходимые для обеспечения национальной безопасности, и земли, необходимые для обеспечения деятельности органов ФСБ.

4.Анализ современного законодательства и подзаконных нормативных актов различного уровня показывает, что в Российской Федерации в целом создана система правовых норм, устанавливающих правовой режим земель органов ФСБ. Вместе с тем отдельные вопросы являются не достаточно регламентированными и требуют своего разрешения.

Заключение

Рассмотрев все вопросы моей дипломной работы считаю, что задачи поставленные перед работой выполнены, цель работы достигнута в полном объёме. Поэтому можно подвести краткий итог рассмотренной проблематики.

Итак, правовой режим земель (всех земель, отдельных категорий и их видов) представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав, публичных сервитутов и установления разрешенного использования.

Земли обороны и безопасности в свою очередь являются подкатегорией земель промышленности и иного специального назначения. Это обстоятельство предопределяет факт того, что на рассматриваемые земли распространяются правовые положения о землях промышленности и иного специального назначения.

Земли обороны и безопасности предназначены для решения специальных задач, возложенных на федеральные органы исполнительной власти в области обороны, безопасности и других областях. Эти задачи определены федеральным законодательством. Благодаря им земли обороны и безопасности можно выделить в отдельную подкатегорию, именно они предопределяют специфику данных земель.

Вопросы по поводу земель обороны и безопасности находятся в ведении исключительно Российской Федерации, что несомненно составляет особенности их правового режима.

Вместе с землями в ведение воинских частей и формирований переходят леса и воды, что также накладывает свой отпечаток на вопросы, связанные с использованием ими земель.

Краткий анализ затронутых некоторых проблемных вопросов, связанных с регулированием земельных правоотношений с участием военных организаций, свидетельствует о том, что правовое регулирование земель обороны, определяемое ЗК РФ, нуждается в совершенствовании. Режим земель обороны и безопасности, определенный ст. 93 ЗК РФ, применительно к государственным учреждениям Минобороны России не в полной мере учитывает специфику деятельности указанных организаций по обеспечению обороны и безопасности государства. Так, особый режим использования земель, занятых военными объектами, предусмотрен в основном только в закрытых административно-территориальных образованиях.

С изменением социально-экономических условий хозяйствования понятие правового режима также претерпело трансформацию. Под правовым режимом земель органов ФСБ следует понимать установленный нормами права круг титульных владельцев земель органов ФСБ, содержание вещных и обязательственных прав на земельные участки, механизм управления в сфере использования земель органов ФСБ и их правовую охрану на основе определения целевого назначения земель, установления видов разрешенного использования, территориального зонирования, ограничения прав землепользователей.

Объективные факторы и условия позволяют выделить отдельный вид
земель — земли органов ФСБ и понимать под ними ограниченные в гражданском обороте земли со смешанным правовым режимом, переданные или безвозмездно предоставленные в пространственных пределах, установленных правовыми актами, органам ФСБ на основании закона или договора для выполнения ими задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и связанных с этими задачами функций, на которых возможно выделение особых охранных и запретных зон.

Несмотря на то, что сложившаяся система нормативных актов создала необходимые предпосылки для успешного закрепления правового режима земель органов ФСБ, следует признать за ней в отдельных вопросах неадекватность и противоречивость.

Правовым режимом земель органов ФСБ следует признать установленный нормами права круг титульных владельцев земель органов ФСБ, содержание вещных и обязательственных прав на земельные участки, механизм управления в сфере использования земель органов ФСБ и их правовую охрану на основе определения целевого назначения земель, установления видов разрешенного использования, территориального зонирования, ограничения прав землепользователей.

Анализ особенностей земель органов ФСБ позволяет сформулировать определение таких земель. Под землями органов ФСБ предлагается понимать ограниченные в гражданском обороте земли со смешанным правовым режимом, переданные или безвозмездно предоставленные в пространственных пределах, установленных правовыми актами, органам ФСБ на основании закона или договора для выполнения ими задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и связанных с этими задачами функций, на которых возможно выделение особых охранных и запретных зон.

Анализ функций органов ФСБ дает основание классифицировать земли рассматриваемого вида на земли, необходимые для обеспечения национальной безопасности и земли необходимые для обеспечения деятельности органов ФСБ.

Анализ современного законодательства и подзаконных нормативных актов различного уровня показывает, что в Российской Федерации в целом создана система правовых норм, устанавливающих правовой режим земель органов ФСБ. Вместе с тем отдельные вопросы являются не достаточно регламентированными и требуют своего разрешения.

правовой земля оборона безопасность


Список нормативных актов и литературы


Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации 12.10.1993 г.// "Российская газета".- № 237.- 25.12.1993;

2.Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ с изм. от 7.06.2005 г.//«Собрание законодательства РФ».- 22.12.1997.- N 51.- ст. 5712;

3.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ с изм. от 16.10.2001 г.// «Собрание законодательства РФ».- 29.10.2001.- № 44.- ст. 4147;

4Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12. 2006 г. N 200-ФЗ с изм. от 24 июля 2009 г.п.2 ст.8 // «Российская газета».- №277.- 8.12.2006г;

5.Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006г. //«Собрание законодательства РФ».-,5.06 2006.-№23.- ст.2381;

6. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. №57-ФЗ с изм. от 3.11.2006г.// «Российская газета».-1.12.1994г.- №238;

7. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ с изм. от 27.02.2006г.// «Российская газета».- 30.12.2004г.- №290;

8.Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 г. №3297-1 с изм. от 10.01.2006 г. // «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ».- 20.08.1992.- № 33.- ст. 1915;

9.Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993 г. №4730-1 изм. от 15.06.2006 г.// «Российская газета».- № 84.- 04.05.1993;

10.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ с изм. от 31.12.2005 г.// «Собрание законодательства РФ».- 14.01.2002.- № .-, ст. 133.

11.Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3.04.1995 г. с изм. от 27.07.2006 г.// «Собрание законодательства РФ», 10.04.1995, № 15, ст. 1269;

12.Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ с изм. от 3.06.2006 г. // «Российская газета».-30.12.2004 г.-№ 290;

13.Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ сизм. от 29.12.2004 г. // «Собрание законодательства Российской Федерации» .- 1996. - №3. -Ст. 142;

14.Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ с изм. от 10.06.2005 г.// «Собрание законодательства РФ»- 25.06.2001.- № 26.- ст. 2582;

15.Федеральный Закон «Об обороне» от 31.07.1996 г. № 61-ФЗ с изм. от 6.07.2006 г.// «Собрание законодательства РФ».- 03.06.1996.- №23.- ст. 2750;

16.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ с изм. от 17.10.2006 г.// «Собрание законодательства Российской Федерации» .- 2003.- № 40. - Ст. 3822;

18.Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-Фз с изм. от 4.11.2006 г.// « Собрание законодательства Российской Федерации», 1995. -№ 49.- Ст. 4694;

19.Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20.05.2004 г. № 649 с изм. от 26.12.2006 г. // «Собрание законодательства Российской Федерации».- 2004.- № 21.- Ст. 2023;

20.Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11.08.2003 г. № 960 с изм. от 30.06.2006 г. // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 2003. - № 33. - Ст. 3254;

21.Основы пограничной политики Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации // « Российская газета» , 6.11.1996;

22.Постановление Правительства Российской Федерации «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» от 2.02.1998 г. № 135 // «Собрание законодательства РФ».- 09.02.1998.№ 6.- ст. 758;

23.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизведением лесов, расположенных на территории режимных военных и оборонных объектов» от 24.01.1998 г. № 77 с изм. от 13.06.2005 г. // «Собрание законодательства РФ».- 13.02.2006- № 7.- ст. 78;

24.Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» от 17.02.2000 г. № 135 с изм. от 8.08.2003 г.// «Собрание законодательства РФ».- 21.02.2000. № 8.- ст. 967;

25. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» от 19.01.1998 г. № 60 с изм. от 2.02.2002 г. // « Собрание законодательства Российской Федерации» .- 1998.- № 4.- Ст. 485;

26. Приказ Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»,// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 4, 1996г.

27.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»// «Собрание законодательства РФ».- 11.03.2002.- № 10- ст. 1001.;

28.Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г., 27 января, 21 июля 1993 г.) «Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР№.- 16.01.1992.- № 3.- ст. 89.;

29.Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета РСФСР от 30.05.1991г. №22 ст.768 (утратил силу).

Комментарии к нормативным актам

1.Постатейный научно-практический комментарий Земельного кодекса РФ. Волков Г.А., Голиченков Г.А., Козырь О.М. М:-2002

2.Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». Под ред. Кудашкина А.В. М:-2002г.

Судебная практика

1.Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу № А55-2435/2004-30 (Документ опубликован не был)// СПС «Консультант Плюс» (по состоянию на 2007г.)

Учебная и научная литература

1.Аксененок Г.А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения // Сельское хозяйство и право в СССР и Италии. М., 1977. С. 55.

2.Белых Д.Н. Правовой режим земель пограничных органов ФСБ России: Дис. Канд. юр. наук.

3.Боголюбов С.А., Земельное право М: Высшее образование-2006г.с.349

4.Боголюбов С.А.Земля и право: Пособие для российских землевладельцев. М., 1997. С. 34, 35.

5.Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948. С. 352.

6.Ерофеев Б.Е., Земельное право России, М: 2001 с.514

7.Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М., 1999. С. 181.

8.Краснов Н.И.Земельное право: Учебник. М., 1969. С. 250.

9.Крассов О.И., Земельное право М: Юристъ-2006, с.514

10.Щербаков А.С. Пограничная безопасность России в современных     условиях: Дис. д-ра полит, наук. - М., 1994. - С.141

11.Земельное право, под ред.С.А. Боголюбова,”Проспект”,М-2006, с.337

Периодическая печать

1.И.С. Лящевский «О некоторых проблемах реализации норм земельного права Российской Федерации»// "Право в Вооруженных Силах", № 5, май 2004

2.Минаева А.А. «Понятие правовой режим земель и его значение в земельном праве»// «Экономика и право», №11, ноябрь 2003 г.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты