Министерство обороны РФ решило разделить административные и оперативные функции. Как объяснил логику происходящих в министерстве кадровых перемен назначенный первым заместителем министра обороны РФ Владимир Поповкин, «создается гражданский ствол, который будет обеспечивать войска». «А второй ствол — это проведение боевой подготовки, всех войсковых мероприятий, связанных с эксплуатацией, применением вооружения и военной техники», — пояснил он.
«Решено закупки вооружения, всего другого вывести из обязанностей начальника тыла и начальника вооружения и назначить ответственного человека, который все это будет заказывать и закупать», — отметил Поповкин.
Функциями Министерства обороны являются:
1) участие в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине Российской Федерации, а также подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам обороны для его ежегодных посланий Федеральному Собранию Российской Федерации;
2) руководство разработкой концепции строительства Вооруженных Сил, координация в целях обороны разработки концепций строительства и развития других войск, воинских формирований и органов;
3) всестороннее обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил для решения совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по предотвращению и отражению агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
4) сохранение и совершенствование мобилизационной базы Вооруженных Сил, обеспечивающей совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, их стратегическое развертывание и решение задач по отражению агрессии;
5) контроль состояния Вооруженных Сил, его изменения, включая ресурсообеспеченность, удельные расходы на боевую подготовку, текущее и перспективное оснащение вооружением и военной техникой, продовольственное и вещевое обеспечение в расчете на одного военнослужащего, а также размер денежного довольствия военнослужащих;
6) участие в разработке проектов долгосрочных государственных программ и годовых планов работ в интересах обороны, разработка федеральной государственной программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, а также предложений по формированию государственного оборонного заказа;
7) разработка предложений по расходам на оборону, предусматриваемым в проектах федерального бюджета на соответствующие годы, и представление их в Правительство Российской Федерации, а также координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны, и осуществление контроля за выполнением этих работ;
8) разработка предложений по порядку расходования выделенных Министерству обороны средств и представление этих предложений в Правительство Российской Федерации;
9) организация научных исследований в целях обороны, заказ и финансирование на договорной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны;
10) организация технического, тылового, медицинского и финансового обеспечения Вооруженных Сил;
11) и другие.
Минобороны России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обороны и по ее проведению, предложения по военной доктрине и иным документам, определяющим военную политику Российской Федерации;
2) осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) обобщает практику применения федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области обороны, организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в области обороны;
4) совершенствует правовую основу деятельности Вооруженных Сил, организует правовую работу в Вооруженных Силах;
5) разрабатывает предложения по проектам государственных программ в области обороны, в том числе касающиеся развития оборонного промышленного комплекса, а также предложения по формированию государственного оборонного заказа;
6) разрабатывает предложения, касающиеся расходов на оборону, и представляет их в Правительство Российской Федерации, а также координирует работы, выполняемые в целях обороны;
7) осуществляет в качестве органа в области обороны:
- руководство морской деятельностью Российской Федерации в интересах решения оборонных задач;
- руководство созданием и организацией функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной обстановки;
- координацию проведения мероприятий по развитию и использованию прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного (военного и гражданского) назначения;
- координацию проведения системных исследований морской деятельности Российской Федерации;
- государственное регулирование деятельности в области государственной авиации;
8) определяет порядок использования радиочастотного спектра в целях обороны и координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой области;
9) обеспечивает защиту государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;
10) организует взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, по вопросам обороны, а также в пределах своей компетенции организует мероприятия в целях обеспечения безопасности государства;
11) и другие.
Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции;
2) заключать в установленном порядке международные договоры межведомственного характера;
3) направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации запросы и получать от них в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к его компетенции;
4) образовывать координационные и совещательные органы (комиссии), в том числе межведомственные, на представительной основе, а также иные коллегиальные органы (в том числе научные, научно-технические, методологические) для обсуждения актуальных вопросов деятельности Минобороны России, привлекать специалистов;
5) осуществлять издательскую и иную деятельность, в том числе учреждать средства массовой информации;
6) рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Минобороны России осуществляет также иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации или Министерства иностранных дел Российской Федерации определяются договорами Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и ее режиме, иными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, решениями Правительства Российской Федерации[10].
Лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы.
Урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих (за исключением объектов или военнослужащих пограничных органов, когда не затрагиваются интересы предотвращения опасной военной деятельности), осуществляется представителями Министерства обороны Российской Федерации, при необходимости - с участием пограничных представителей Российской Федерации.
Глава 3. Классификация Министерства Обороны как исполнительного органа государственной власти
Сложность определения правовой природы органов исполнительной власти обусловлена и тем, что «Положения Конституции Российской Федерации относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и, пока еще, с ненадлежащей полнотой»[11].
Как весьма точно подчеркивает С. Д. Хазанов, «отсутствие стабильного конституционного регулирования исполнительной власти не позволяет и административному праву раскрыть весь свой потенциал, выработать устойчивые административно-правовые категории, принципы, положения, произвести специализацию и дифференциацию административно-правовых конструкций, создать полноценные классификации и типологии субъектов…»[12].
В итоге это приводит к тому, что даже у Конституционного Суда Российской Федерации возникают трудности при определении правовой природы органов внутренних дел. Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без основания признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть – «система органов государственного управления (правительство, министерства и т.д.). При всей дискуссионности возможности отождествления исполнительной власти с системой ее органов, следует, видимо, согласиться с тем, что раскрытие природы органа исполнительной власти невозможно без рассмотрения природы самой исполнительной власти.
Властеотношения, построенные на началах «власть – подчинение», наиболее ярко проявляющиеся в деятельности исполнительных органов государственной власти, характеризуются:
- публично-правовой направленностью;
- субординацией, подчинением одной стороны другой;
- юридической зависимостью одной стороны от другой, предопределенной наличием юридически-властных полномочий, необходимых для решения того или иного вопроса, только у одной стороны - властвующего субъекта[13];