Правовые основы организации военной службы

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрено новшество в законодательстве, в соответствии с которым военнослужащие, необеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы. Таким образом, увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, без их предоставления возможно, во-первых, только с их согласия и, во-вторых, с оставлением в списках на получение жилья (улучшение жилищных условий) по последнему месту жительства. Указанная гарантия распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, независимо от оснований увольнения, а имеющих общую продолжительность военной службы от 10 до 20 лет - увольняемых с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. На военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы менее 10 лет, указанная гарантия не распространяется.

В соответствии с п.9 разъяснения Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4 военнослужащие, имеющие на момент увольнения с военной службы жилые помещения в закрытых военных городках, не признанные установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий и жилые помещения которых не имеют статуса служебных, на момент увольнения с военной службы считаются обеспеченными жильем.

При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жильем по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пп.13 и 14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военнослужащие подают рапорт по команде не ранее чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

К рапорту прилагаются:

- заявление на имя главы муниципального образования;

- выписка из личного дела о составе семьи;

- выписка из домовой книги;

- копия финансового лицевого счета;

- выписка из личного дела о дате и месте призыва;

- документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.

На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п.14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054).

В ходе беседы о предстоящем увольнении с военной службы уточняется военный комиссариат, в который будет выслано личное дело военнослужащего для постановки на воинский учет.

На практике бывают случаи, когда военнослужащие, поступавшие на военную службу в период существования Союза ССР, изъявляют желание убыть на постоянное место жительства в государства - участники Содружества Независимых Государств. В соответствии с Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. такое право им предоставлено. Однако указанные граждане, уволенные с военной службы, воинскому учету не подлежат, так как направляются на постоянное проживание за пределы Российской Федерации (п.4 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541).

 

1.2 Особенности прохождения службы по контракту


Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или состоянию здоровья имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до трех месяцев, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - до шести месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно (п.4 ст.19 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Расходы, связанные с проведением профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей, возмещаются за счет средств, выделяемых на переподготовку кадров. Постановлениями Правительства РФ "О программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, увольняемых с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания" от 5 июня 1997 г. N 674 и "О государственной программе "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2002-2005 годы" от 15 октября 2001 г. N 729 предусмотрено финансирование мероприятий, связанных с профессиональной переподготовкой указанных граждан.

Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах (п.5 ст.19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Порядок выдачи рекомендаций на внеконкурсное зачисление в Министерстве обороны РФ регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом министра обороны РФ от 21 января 1999 г. N 20.

Военнослужащие, желающие получить рекомендацию, не позднее чем за месяц до увольнения с военной службы подают рапорт своему непосредственному начальнику. Решение о выдаче военнослужащему рекомендации принимается прямыми начальниками от командира роты и выше. При положительном решении командиры (начальники) ходатайствуют перед командиром воинской части о выдаче военнослужащему рекомендации.

По решению командира воинской части вопрос о выдаче рекомендации военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, может рассматриваться на заседании аттестационной комиссии воинской части, а военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, - выносится на обсуждение собрания личного состава роты или ему равного подразделения. При принятии решения о выдаче военнослужащему рекомендации командир (начальник) обязан учитывать мнение воинского коллектива.

Постановлением Правительства РФ "О порядке выплаты денежного довольствия и заработной платы личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 апреля 1994 г. N 337 установлено, что выплата единовременного пособия военнослужащим воинских формирований Вооруженных Сил РФ и Черноморского флота, дислоцированных за пределами Российской Федерации на территориях государств - участников СНГ, при увольнении с военной службы производится:

- убывающим непосредственно после увольнения с военной службы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию - в рублях, с выдачей наличных денег на территории Российской Федерации;

- оставшимся после увольнения с военной службы для постоянного проживания на территории государства пребывания или убывающим непосредственно после увольнения с военной службы на постоянное место жительства в другое государство (кроме Российской Федерации) - в денежных знаках, в которых им выплачивалось денежное довольствие до увольнения.

Военная служба оканчивается с момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой разъясняет понятие "исключить" как удалить кого-нибудь из состава чего-нибудь (исключить из списков; исключить из института), а понятие "удалить" - как заставить уйти откуда-нибудь, покинуть какое-либо место. Однако дать унифицированное определение понятию "исключение из списков личного состава воинской части" не представляется возможным, так как это юридическое действие присутствует каждый раз, когда военнослужащий перемещается по службе из одной воинской части в другую, увольняется с военной службы и в иных случаях.

Исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части при его увольнении с военной службы является юридическим фактом утраты статуса военнослужащего и прекращения военно-служебных отношений. При этом военнослужащие должны полностью удовлетворяться всеми видами положенного им довольствия и исключаются с их обеспечения. Дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части является окончанием военной службы.

С исключением из списков личного состава воинской части военнослужащие утрачивают свой статус и переходят в иную категорию - граждан, уволенных с военной службы.

Можно выделить следующие характерные признаки исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при его увольнении с военной службы:

- фиксирование юридического факта исключения из списков личного состава воинской части путем издания приказа соответствующим командиром (начальником);

- утрата статуса военнослужащего;

- снятие с материальных (финансового, продовольственного, вещевого) и иных видов обеспечения с учетом занимаемой воинской должности;

- исключение из штатно-должностных книг и списков личного состава подразделения (воинской части, учреждения, организации и т. п.);

- прекращение исчисления выслуги лет для назначения пенсии;

- ограничение (утрата) прав на льготы, гарантии и компенсации, которыми военнослужащий был наделен при наличии статуса военнослужащего;

- возникновение правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

Исключению из списков личного состава воинской части предшествует сдача дел и должности, которая является обязанностью военнослужащего и необходимым условием для проведения окончательного расчета с увольняемым военнослужащим, за исключением случаев, указанных в п.7 ст.51 комментируемого Закона: гибель (смерть) военнослужащего либо признание его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявление умершим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты