Правовые основы приемной семьи

Положения гражданского права применительно к таким договорам действуют несколько опосредованно и касаются более частных вопросов, характеризующих общие условия заключения договора.

Например, к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ об опеке и попечительстве над детьми. Так, в ч. 6 ст. 145 СК РФ сказано, что "устройство ребенка под опеку или попечительство допускается... в том числе по договору о приемной семье".

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в той части, которая не урегулирована данным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Так, ст. 779 ГК РФ определяет, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Поскольку предметом договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Данный вопрос теории имеет и практическое значение, если услуга оказывается некачественно можно потребовать расторжения договора и возврата полученного вознаграждения. Решая такую ситуацию, следует исходить уже не только из требований гражданского законодательства, но и общих положений ст.4 Семейного кодекса РФ.

Суть их сводится к следующему:

Имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи регулируются семейным законодательством. Однако в силу многообразия таких отношений и возникновения все новых и новых жизненных семейных ситуаций, законодательное регулирование которых, несомненно, отстает от момента их возникновения, законодатель устанавливает правило: если семейное законодательство не содержит нормы, регулирующей отношения между членами семьи, к таким отношениям применяются соответствующие нормы гражданского законодательства, если они не противоречат существу семейных отношений.

При этом следует учитывать, что правоотношения, вытекающие из договора приемной семьи носят лично-доверительный характер, что все-таки ближе к отрасли семейного права.


Глава 2 Работа с приемными семьями на примере ТОСЗН Кологривского района Костромской области


2.1 Приемная семья: особенности регулирования на региональном уровне


Предоставление широких полномочий субъектам РФ по вопросам законодательного регулирования целого ряда семейных правоотношений вызвало к жизни активный процесс законотворчества, касающегося семьи. Вместе с тем следует отметить, что, используя в принципе типовые договора в рамках положения о приемной семье субъекты Федерации больше внимания уделяли льготам для приемных семей.

В настоящее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Ярославской и других областях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот (социального и жилищного характера), предоставляемых в регионах приемным семьям, установление скидки в размере до 50% за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон [28]; предоставление земельного участка [29]; преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения [30]; предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью - от 42 до 56 дней [31].

Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье и размер оплаты труда приемных родителей отражаются в договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Правила заключения и форма такого договора утверждена уже упоминавшимся нами Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

Согласно Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:

- определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;

- установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;

- нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;

- порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;

- порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Российской Федерации "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации

Модель закона предполагает возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (например, орган управления образованием - в отношении несовершеннолетних, орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних граждан).

В соответствии с моделью закона на государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагаются общие полномочия по организации и методическому сопровождению работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществлению координации и контроля за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства, а также полномочия по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Полномочия и порядок организации деятельности территориального органа опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства

Как показывает практика, в настоящее время приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей (специалистов по охране прав детей), позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.

Кроме того, в штатном расписании территориального органа опеки и попечительства может предусматриваться дополнительная численность специалистов по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность специалистов по охране прав детей территориального органа опеки и попечительства должна составлять не менее 3 штатных единиц.

Закон Костромской области от 28 декабря 2007 г. N 236-4-ЗКО

"Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству

в Костромской области" (с изменениями от 3 декабря 2008 г.) принят Костромской областной Думой 25 декабря 2007 года. Согласно его положениям

в Костромской области создается единая система органов опеки и попечительства, которая состоит из уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству и его территориальных органов. Уполномоченный орган опеки и попечительства действует на основании Положения, утверждаемого губернатором Костромской области.

Территориальный орган уполномоченного органа опеки и попечительства действует на основании Положения, утверждаемого уполномоченным органом опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства при помещении детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью осуществляют следующие полномочия:

1) содействуют созданию приемных семей, осуществляют подбор и обучение лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством;

2) принимают заявления от лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) в приемную семью, с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями и обследуют условия их жизни;

3) на основании представленных гражданами, желающими взять ребенка (детей) в приемную семью, заявления, документов и акта обследования жилищных условий в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовят заключения об их возможности быть приемными родителями;

4) при отрицательном заключении в 5-дневный срок со дня принятия решения доводят его, а также основанный на нем отказ в заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью до сведения заявителя, возвращают представленные документы и разъясняют порядок обжалования решения;

5) при положительном заключении о возможности быть приемными родителями подбирают ребенка (детей), который может быть передан на воспитание в приемную семью, предоставляют лицу, желающему взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем (о них) и выдают направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения);

6) получают согласие у организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором находится ребенок, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью;

7) заключают и расторгают договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

8) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей, переданных в приемные семьи;

9) осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Анализ полномочий органов опеки и попечительства в области института приемной семьи, по отношению к патронату, опеке и попечительству, усыновления (удочерению) позволяет сделать вывод о том, что сами полномочия достаточно обширны, начиная с дачи заключения по вопросу усыновления и заканчивая сопровождением семьи на протяжении длительного времени.

В соответствии со статьей 7 анализируемого Закона Костромской Области органы опеки и попечительства осуществляют свою деятельность во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, общественными и иными организациями. Для оказания комплексной профессиональной психолого-педагогической, социально-правовой, медицинской и иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (в возрасте до 23 лет), семьям с детьми, гражданам, желающим принять и принявшим на воспитание детей (усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронат) в областных учреждениях образования, социальной защиты населения, здравоохранения могут создаваться структурные подразделения - службы сопровождения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты