Правовые основы приемной семьи

Взаимодействие органов опеки и попечительства с областными учреждениями образования, социальной защиты населения, здравоохранения, в которых созданы службы сопровождения, осуществляется на основании соглашений. При этом в Законе предусмотрена специальная норма (статья 8) устанавливающая нормативную численность работников территориальных органов опеки и попечительства в Костромской области из расчета:

до 10 тысяч человек населения - не менее 1 специалиста;

от 10 тысяч до 20 тысяч человек населения - не менее 2 специалистов;

от 20 тысяч до 25 тысяч человек населения - не менее 3 специалистов;

от 25 тысяч до 30 тысяч человек населения - не менее 4 специалистов;

более 30 тысяч человек населения: на каждые 25 тысяч человек населения - не менее 4 специалистов.

В области создан цент учета детей, оставшихся без попечения родителей. Центр создан в августе 2003 года в соответствии с постановлением губернатора области. Учредителем Центра является департамент образования и науки, главная уставная задача – устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, координация этой деятельности в Костромской области. Подобные центры созданы во многих регионах России.

Центр выполняет функции регионального оператора государственного банка данных о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, ведет банк данных о гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, занимается сопровождением приемных семей Костромской области.

С момента создания Центра в Костромской области ведется активная пропагандистская работа по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Так, более чем год при поддержке благотворительной организации Фонд «Добросердие» на телеканале «Русь Костромской ВГТРК существует программа «Подари ребенку семью», в рамках которой многие дети нашли своих родителей. В мае в интернатах Костромской области проходили съемки телепрограммы 1 канала ОРТ «Пока все дома».

Одно из направлений деятельности Центра – развитие института приемной семьи. На сегодняшний день в Костромской области создано 203 приемные семьи, в них воспитывается 331 ребенок. С целью пропаганды семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулярно проводится работа со средствами массовой информации, разрабатываются и распространяются рекламные плакаты, методические материалы. Опубликовано более 180 статей по вопросам создания и сопровождения приемных семей, о судьбах детей, воспитывающихся в замещающих семьях, о воспитанниках детских сиротских учреждений, нуждающихся в устройстве в семью. Создана и функционирует «Школа приемных родителей», где приемные родители могут получить психологическую, педагогическую, юридическую помощь в вопросах воспитания детей. Выпускается цикл телепередач, посвященных проблемам сиротства, устройства детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. 1 сентября 2006 года в городе Нея Костромской области открылась межрайонная служба создания и сопровождения замещающих семей для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Служба создана как филиал областного центра учёта и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главная цель деятельности службы: помощь в создании и сопровождении замещающих семей; сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Созданная структура будет работать, и защищать интересы приёмных семей сразу пяти соседних районов; Нейского, Парфеньевского, Макарьевского, Антроповского, Мантуровского.

В настоящее время аналогичная служба поддержки создана и в г. Шарье, куда могут обратиться по проблемным вопросам жители районов северо-востока области.

В целом следует отметить, что в последние годы работа с приемными семьями в области стала более эффективной. Не гонясь за количеством, работники соответствующих служб больше внимания уделяют вопросам правильного подбора семей для устройства детей, обращают внимание на психологические аспекты взаимоотношения членов приемных семей. Практически сопровождают семьи на протяжения всего периода нахождения там детей.

Вместе с тем следует отметить, что для эффективности работы приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует больше внимания уделять и финансовым аспектам. На всегда бюджеты регионов могут выдержать социальные программы, связанные с поддержкой института приемной семьи. В этом плане больше внимания следует уделять стимулированию различного рода благотворительных программ.


2.2 Краткая характеристика приемных семей в Кологривском муниципальном районе Костромской области


Переходя к анализу практической работы по реализации такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального образования, следует остановиться на краткой характеристике Кологривского муниципального района Костромской области, в котором проходило наше исследование.

Кологривский район расположен на северо-востоке Костромской области в 346 км от Костромы, ближайшие железнодорожные узлы станции Шарья и Мантурово расположены соответственно в 120 и 76 км. В районе только одна дорога областного значения с асфальтовым покрытием.

Социальная сфера представлена 18 ФАПами, 1 поликлиникой, МУЗ Кологривской ЦРБ, ДШИ, 3 школами полного среднего образования , 3 школы основного образования. Трудовые ресурсы в районе крайне ограничены. По данным статистики численность работающих на предприятиях и организациях района по состоянию на конец 2009 года составляла 2700 человек, по данным мониторинга численность экономически активного населения 3816 человек.

В сфере малого и среднего бизнеса в районе работают 182 хозяйствующих субъекта, удельный вес занятых в малом бизнесе составляет 41 % от общего числа занятых в районе. Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям за 2009 год составила 9700 рублей, рост к уровню 2008 года-19 % численность зарегистрированных безработных на конец года увеличилась со 100 до 115 человек. Как видно из приведенных сведений положение в районе, как и в целом в регионе, стране, можно было охарактеризовать как сложное, но достаточно стабильное.

В районе отсутствуют крупные промышленные предприятия, а единственное градообразующее предприятия - филиал Мантуровского фанерного комбината с весны 2009 года провело масштабное сокращение численности работающих, всего сокращено около 100 человек. В сельском хозяйстве только 1 из 6 предприятий сферы АПК являются прибыльными. Все это обусловило то обстоятельство, что с начала 2009 года в районе на начало года на учете состояло 173 человека, при том, что число вакансий на этот же период составляло 18 по состоянию на конец июля число безработных превысило 200 человек, а на конец года составило 115 ,при отсутствии вакансий. Сокращение числа безработных произошло за счет трудоустройства на время отопительного сезона и за счет вступления Костромской области в федеральную программу содействия занятости вследствие чего трудоустроено население на так называемые общественные работы.

Подобная ситуация на рынке труда для района не нова и в принципе явилась одной из причин того, что приемные семьи на территории района сосредоточены в сельских поселениях.

Рост числа приемных семей на территории Кологривского района можно проследить, проанализировав статистические данные представленные в таблице


Таблица 1. Сравнительные показатели роста числа приемных семей и детей в приемных семьях

Показатели

сравнения

2005

год

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

2010

на.01.02.10

Число семей

7

11

12

16

24

33

Численность

детей

24

35

36

40

61

70

Приведенные статистические данные любопытны еще и тем, что они отражают рост числа приемных семей по региону в целом. Так за периоды работы с приемными семьями, начиная с 2005 года в области наметилась четкая и устойчивая тенденция к росту численности детей, устроенных в такие семьи. Кроме того , если раньше приемные родители неохотно шли на заключение договоров ,в отношении нескольких детей, то в последнее время наметилась тенденция к тому, чтобы в одну приемную семьи забирались дети, являющиеся между собой кровными родственниками. Кологривский район в этом плане также является показательным: в первом полугодии 2009 года в две семьи г. Кологрива помещено пять детей, трое из которых являющиеся братьями в возрасте от полутора до 6 лет.

Количество детей в приемных семьях в районе различается, однако можно выделить несколько общих для них черт.

1.                 в данных семьях в большинстве случает только один работающий родитель-отец.

2.                 приемные родители имеют достаточно большой опыт в воспитании собственных детей

3.                 в семьях с приемными детьми достаточно развито личное подсобное хозяйство

4.                 установлены достаточно тесные связи родителей со школой и дошкольными учреждениями, которые посещают приемные дети

Следует отметить, что работа с приемными семьями на территории района ведется достаточно давно. Так, например одна из первых приемных семей в области - семья Матюхиных проживает на территории района более 10 лет в д. Шаблово, причем с самого начала свою работу с приемными детьми семья строила по принципу организации детской деревни и нашла достаточно большую финансовую поддержку для ее обустройства среди руководства района. Семье выделили достаточно просторный дом, обустроили ее, на первых порах помогали с обзаведением домашними животными, в деревню проведен свет обустроена проезжая дорога. В настоящее время в д. Шаблово уже две приемных семьи, причем обе имеют от трех и более детей.

Территориально наибольшее число семей с приемными детьми расположено на территории Илешевского Сельского поселения. Вообще число семей с приемными детьми в районе по большей части сосредоточено именно в сельских поселениях, что наглядно видно из диаграммы размещения приемных семей в разрезе места проживания.

 

Диаграмма 1 Размещение приемных семей по территории района в разрезе поселений по состоянию на 1 января 2010 года


Из анализа представленной диаграммы можно сделать и еще один вывод. Расположение школьных и дошкольных учреждений района, учреждений социальной сферы не всегда учитывает интересы жителей района, имеющих детей, в том числе и семей, где воспитываются приемные семьи. Так, основные социальные инфраструктуры сосредоточены в городском поселении, между тем транспортное обеспечение не позволяет в полной мере использовать учреждения социальной инфраструктуры. Так движение транспорта со стороны Высоковского и Ильинского поселения в часы работы больницы, поликлиники государственных учреждений возможно только по вторникам и четвергам, когда есть рейсовые автобусы из Мантурово утром и вечером. Движение транспорта со стороны Илешевского сельского поселения неудобно по времени прибытия и отправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты