Преступления в области предпринимательской деятельности

В последние годы наиболее распространены те из числа рассматриваемых преступлений, которые имеют непосредственное отношение к изготовлению, а также переделке, подделке и сбыту товаров как материальных продуктов криминальной деятельности.

Имеется в виду та часть теневой экономики, которая делает деньги, порой немалые, на производстве и реализации пищевых продуктов, промышленной продукции, бытовых и иных товаров, обладающих потребительскими свойствами.

В основе преступной деятельности этого типа лежит открытие (либо скупка, физический захват) и функционирование нелегальных производственных и торговых объектов (фирм, фабрик, цехов, торговых точек и т.д.), хранение, перевозка, сбыт материально выраженных продуктов криминального «труда» и обеспечение безопасности и доходности данной деятельности.

Эта деятельность в одних случаях осуществляется тайно (скрытно) или хотя и открыто, но в завуалированном виде по подложным документам. В других случаях она осуществляется таким образом: индивидуальный лжепредприниматель или группа дельцов открывают свое дело вроде бы формально правильно, получают официальный статус, но занимаются не тем, ради чего декларировался бизнес, уклоняясь от уставных целей и заявленного профессионального профиля. Одни из числа субъектов запрещенной экономической деятельности (группы дельцов, индивидуальные предприниматели, подпольные кустари) специализируются на изготовлении и сбыте готовых к потреблению товаров, аналогичных тем, что производятся в рамках разрешенной экономической деятельности, другие – на изготовлении и сбыте объектов, изъятых из гражданского оборота либо требующих специального разрешения (но без такового); третьи реализуют свою активность путем переделки, ремонта, видоизменения, подделки объектов того и другого планов.

Материально фиксированные продукты, создаваемые и реализуемые потребителям, в одних случаях могут соответствовать установленным критериям качества и безопасности и пополнять копилку общественно полезных благ, удовлетворять спрос потребителей. В других случаях они могут быть подделкой, фальсификатом, не соответствовать по своим показателям критериям качества и безопасности. В силу недоброкачественности и иных причин они способны приводить к общественно опасным последствиям: причинять вред здоровью и жизни людей, другим охраняемым законом отношениям.

Наибольшую общественную опасность представляют те продукты незаконной деятельности, которые являются источниками повышенной опасности – взрывные устройства, огнестрельное оружие, яды, наркотики и другие вредные вещества.

Особую тревогу у населения и озабоченность у правоохранительных органов вызывает массовая подделка лекарственных препаратов, что несет серьезную угрозу здоровью населения, особенно детям и престарелым. Не меньшую опасность представляет практика подпольного изготовления и сбыта поддельных спиртных напитков, особенно фальсифицированной водки. Зачастую этот товар изготавливается в условиях жуткой антисанитарии с грубейшим нарушением технологии, что приводит к массовым отравлениям, нередко к смерти потребителей такого рода суррогатов. Столь же опасно и теневое изготовление и сбыт пищевых продуктов, говорить о качестве которых просто не приходится.

Таким образом, ключевым критерием отнесения того или иного противоправного деяния к разряду экономических преступлений является объект посягательства. Прежде всего, такие преступления причиняют ущерб экономике государства в целом либо отдельным секторам экономики, а также частнопредпринимательской деятельности. Кроме того, ущерб может быть причинен группам граждан (потребителям). Также признаками экономической преступности, являются и существенный ущерб, и множественность правонарушений в сфере экономики. Коллективность и анонимность жертв, скрытый для общества характер преступлений, большое расстояние между жертвой и преступником также характерные черты экономической преступности.

Можно сказать, что экономическая преступность - это противоправная деятельность, посягающая на интересы экономики государства в целом, а также на частнопредпринимательскую деятельность и на интересы отдельных групп граждан, постоянно и систематически осуществляемая с целью извлечения наживы в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности, как физическим, так и юридическим лицом. Такое определение сужает круг деяний, которые можно отнести к экономическим преступлениям, и позволяет отграничить «чисто» экономические преступления от таких, которые очень тесно к ним примыкают.

Поскольку не существует единого понятия экономической преступности, нельзя говорить и о единой классификации таких преступлений. Подходы к классификации весьма различны. Преступления группируются либо по законодательному основанию, то есть по тем законам, которые нарушаются при совершении преступных деяний, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям.



2. Уголовно-правовая характеристика преступлений за нарушение общих правил осуществления предпринимательской деятельности


2.1 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности


Важным условием предпринимательской деятельности является наличие свободного рынка с его жесткой конкуренцией, азартом и самоутверждением. Именно в условиях здоровой конкуренции, в борьбе за потребителя предприниматели принимают оптимальные решения, касающиеся цен товаров, ассортимента, качества продукции. Кроме того, жесткие условия рынка заставляют их идти на дополнительный риск, участвуя в новых проектах для того, чтобы прибыль, полученная сегодня, не обернулась убытком завтра. От добросовестной конкуренции имеют выигрыш не только предприниматели, но и, главным образом, потребители, которые получают возможность приобретения новых качественных товаров по доступным ценам, появляются новые рабочие места, повышается уровень сервиса.

Однако для достижения указанных положительных результатов необходимым является не только наличие предпринимателей, но и правовых гарантий, предоставляемых им государством, что образует одно из важных и первостепенных условий развития предпринимательства.

Наиболее важным в этом отношении является предоставление государством гарантий в отношении собственности. Право собственности, а, следовательно, владение, пользование и распоряжение, возникающей при этом выгоды должно быть незыблемым. Если предприниматель не будет уверен в своем будущем, то вряд ли он станет вкладывать деньги в серьезные долгосрочные проекты. Именно по этому в Республике Беларусь предусмотрена правовая охрана и защита предпринимательства, что нашло отражение в законодательном закреплении гарантий, предоставляемых предпринимателям.

Основные принципы и гарантии осуществления экономической деятельности закреплены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь. К ним относятся свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Этой же статьей гарантируется юридическое равенство форм собственности и, следовательно, недопустимость установления каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. Рыночная экономика может успешно развиваться только в том случае, если субъекты гражданского права обладают необходимой свободой, проявляют предприимчивость, инициативу и иную активность в сфере гражданского оборота.

Государство способствует развитию кооперации и осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, а также обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Кроме того, можно привести перечень прав, которые свободно осуществляются и гарантируются в Республике Беларусь:

1. право граждан и юридических лиц заниматься хозяйственной деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;

2. защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

3. научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

4. страхование предпринимательского риска;

5. запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Их гражданские права могут быть ограничены лишь на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В развитие этих общих принципиальных положений Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) устанавливает запрет на понуждение к заключению договора. Вне предусмотренных законом случаев и условий невозможно какое-либо вмешательство государственных органов и органов местного управления и самоуправления, а также любых лиц в сферу имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

Преступление, признаки которого предусмотрены ст. 232 УК Республики Беларусь, является посягательством на свободу предпринимательства, грубым нарушением установленных Конституцией и гражданским законодательством гарантий предпринимательской деятельности.

Установление уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности имеет целью создание дополнительных гарантий деятельности государства в сфере правового регулирования экономики и защиту конституционных прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, обеспечение стабильности национальной экономики.

Сфера применения статьи 232 УК Республики Беларусь - отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно - надзорной, фискальной и иных функций регулирования предпринимательской деятельности, в частности в области принятия решений, проведения проверок, заключения соглашений, возложения поручений, лицензирования, контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, производственной деятельности, налогообложения и взимания различных сборов, кредитования и т.п.

Общественная опасность преступления состоит в разрушении единого правопорядка в сфере экономики, ослаблении установленной государством дисциплины должностных лиц, которое может привести к использованию государственной власти в частных интересах, в нарушении экономических интересов общества, государства, отдельных участников экономического оборота.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности заключается в умышленном создании должностными лицами путем совершения различных неправомерных действий или бездействия таких условий, при которых предприниматель (физическое или юридическое лицо) не может полностью или частично осуществлять свою деятельность в порядке и в границах, установленных для него законом, т.е. ограничивается в своих правах и лишается возможностей, предоставленных ему законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты