Преступления в области предпринимательской деятельности

Статья 232 УК Республики Беларусь является относительно новой по содержанию защищаемых ею социальных ценностей, а также по описанию действий (бездействия), образующих объективную сторону преступления. Она содержит ряд составов преступлений, различающихся между собой как по характеру действий (бездействия), так и по квалифицирующим признакам.

В данной статье реализуется начало равной защиты всех видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в законных организационно-правовых формах, от произвола либо небрежения должностных лиц. Она содействует борьбе с коррупцией и укреплению порядка и дисциплины в управленческих структурах.

При согласно ст. 1 ГК Республики Беларусь предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательскую деятельность могут выполнять лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Фактически и юридически предпринимательская деятельность имеет место при совершении действий по сдаче имущества в аренду, принятию имущества на хранение, по возмездному оказанию медицинских, транспортных, ветеринарных, аудиторских, консультационных услуг, услуг связи, услуг по туристическому обслуживанию, услуг в области образования и т. д., а также других аналогичных действий, не противоречащих закону.

Правомерность, то есть законность деятельности должностных лиц в сфере экономики, а также самой предпринимательской деятельности, определяется Конституцией Республики Беларусь, ГК Республики Беларусь, иными нормативно-правовыми актами, в которых регламентируются основания и порядок получения статуса предпринимателя и обеспечения правомерности предпринимательской деятельности, обязанности предпринимателя по отношению к государству и иным участникам правовых отношений, ответственность субъектов предпринимательства, компетенция (права и обязанности) должностного лица, порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий, возможности судебного и иного обжалования действий должностных лиц.

Общая неправомерность действий (бездействия) должностных лиц и предпринимателей должна доказываться особо. В ряде случаев она может устанавливаться судами в гражданском и хозяйственном процессах.

Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, согласно диспозиции ст. 232 УК Республики Беларусь может выражаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, в частности:

1) в неправомерном отказе, письменно или устно выраженном, в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) в уклонении от регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого;

3) в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо;

4) в уклонении от выдачи специального разрешения (лицензии);

5) в ограничении прав и законных интересов предпринимателей в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

6) в ограничении самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

7) в ином незаконном вмешательстве в их деятельность.

Рассмотрим признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренных ст. 232 УК Республики Беларусь.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица в смысле данной статьи имеет место, если при поступлении надлежаще оформленного материала, порождающего обязанности должностного лица осуществить действия по регистрации, им было принято влекущее юридические и фактические последствия неправомерное решение об отказе в регистрации и это решение доведено до сведения зарегистрированных лиц.

Неправомерным является любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в регистрации, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

Общие положения о регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц содержатся в ГК Республики Беларусь и Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение о государственной регистрации).

В соответствии со ст.ст. 22 и 47 ГК Республики Беларусь все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Государственная регистрация в соответствии со ст. 9 Положения о государственной регистрации осуществляется следующими регистрирующими органами:

- Национальным банком – банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

- Министерством финансов – страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

- Министерством юстиции – торгово-промышленных палат;

- администрациями свободных экономических зон – коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

- облисполкомами и Минским горисполкомом – коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

- облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами – субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором–шестом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах [7, с. 9].

Уклонение от осуществления государственной регистрации при наличии правовых и фактических оснований для осуществления регистрации представляет собой либо бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя, которое может выражаться в непринятии поступивших документов, непринятии необходимого решения, либо действия должностного лица, направленные на неисполнение им своих обязанностей, которые могут выражаться в неправомерной передаче материалов некомпетентному лицу; запросе ненужной документации и т. д.

Обратим внимание на то обстоятельство, что в настоящее время в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 26.01.2009 г. № 1 государственная регистрация осуществляется по заявительному принципу. Суть заявительного принципа государственной регистрации не только в том, что соответствующие действия регистрирующий орган обязан совершить в день подачи заявления о государственной регистрации, но и в том, что регистрирующий орган не обязан проверять достоверность информации, содержащейся в заявлении о государственной регистрации, учредительных документах. Более того, регистрирующий орган не вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов дополнительную информацию об учредителях. Иными словами, вся ответственность за достоверность предоставляемой информации возложена на заявителя.

В связи с этим объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в неправомерном отказе в регистрации или уклонении от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности имеет место, если надлежащий, то есть прошедший государственную регистрацию заявитель, представил в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, необходимые документы, а данный орган вынес без оснований, предусмотренных нормативно-правовыми актами, решение об отказе и принятое решение направил заявителю.

Основания и порядок лицензирования отдельных видов деятельности установлены Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Декрет № 17). Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом № 17 (далее – Положение о лицензировании) основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений; несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы; обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии.

Недопустим отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления данного вида деятельности или иным, не предусмотренным в нормативно-правовых актах мотивам (8, п. 12).

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности – это совершение должностным лицом юридических либо фактических действий, ограничивающих правосубъектность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации на основании предпочтений, которые должностное лицо отдает, в частности, субъекту предпринимательской деятельности, исходя из его организационно-правовой формы или формы собственности, в обосновании этих решений и действий, негосударственной формой собственности данной организации, в сужении возможностей предпринимательской деятельности.

Права и законные интересы индивидуального предпринимателя, определяющие их равенство в сфере предпринимательства, установлены Конституцией. Они могут быть ограничены только законом, соответствующим Конституции, так как никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом (2, ст. 21).

В соответствии с нормами ст. 45 ГК Республики Беларусь юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты