В качестве санкции включены в ч. 1 ст. 233 УК Республики Беларусь, предусмотрены следующие альтернативные наказания:
1) штраф;
2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
3) либо арест на срок до шести месяцев;
4) либо ограничение свободы на срок до двух лет.
5) либо лишение свободы на срок до трех лет.
Санкцией за совершение деяний, предусмотренных ч. 2 ст. 233 УК Республики Беларусь, являются альтернативные наказания в виде:
1) ограничением свободы на срок до пяти лет
2) лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Приведем пример. В отношении директора частного строительного унитарного предприятия (ЧСУП) «Б» были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 233 УК Республики Беларусь и ч. 1 ст. 427 УК Республики Беларусь, за осуществление незаконной деятельности по строительству зданий и сооружений на основании специального разрешения (лицензии), действие которого было аннулировано. Директор ЧСУП «Б» с целью получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по строительству зданий и сооружений самостоятельно составил и представил в управление лицензирования Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь заведомо ложный документ, содержащий несоответствующие действительности сведения о квалификационном составе специалистов. В результате безлицензионной деятельности ЧСУП «Б» был получен доход в сумме 128,4 млн.руб. Директор ЧСУП «Б» был признан виновным в совершении указанных преступлений и ему было назначено наказание в виде 2 лет ограничения свободы.
Незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая организованной группой наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Исходя из санкций незаконная предпринимательская деятельность, предусмотренная ч. 1 ст. 233 УК Республики Беларусь, как и квалифицированный состав преступления, включенный в ч. 2 ст. 233 УК Республики Беларусь, признаются преступлениями средней тяжести. Такой подход вряд ли рационален. Было бы правильнее за квалифицированный состав установить наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, переведя деяние, предусмотренное ст. 233 УК Республики Беларусь, из разряда средней тяжести в разряд тяжких преступлений, предусмотрев при этом возможную конфискацию имущества виновного [38, с. 35].
Необходимо отметить, что внесение изменений в соответствующие статьи УК Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП Республики Беларусь), устанавливающих ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность требует детального рассмотрения и приведения сравнительной характеристики соответствующих составов правонарушений.
Согласно диспозиции ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь незаконная предпринимательская деятельность проявляется в следующих видах (деяниях):
1) Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления (ч. 1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);
2) Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления (ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);
3) Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (ч. 2 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);
4) Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);
5) Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) (ч. 4 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);
6) Действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления (ч. 5 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь).
Как видно, уже в самой статье КоАП Республики Беларусь законодателем определены 6 форм осуществления незаконной предпринимательской деятельности, причем не всегда понятие «незаконная предпринимательская деятельность» увязано с понятием предпринимательской деятельности, содержащимся в ст. 1 ГК Республики Беларусь. Здесь понятие «незаконная предпринимательская деятельность» выступает в качестве собирательного термина, включающего разрозненные между собой составы правонарушений. [32, с. 40]
Немаловажным условием для признания деятельности как незаконной предпринимательской в административном законодательстве является и то, что размер полученного дохода от занятия такой деятельностью для установления противоправности и виновности, в отличие от уголовного законодательства, значения не имеет. Кроме того, ответственность за данное правонарушение наступает также независимо от вида совершенного деяния - оконченного правонарушения или покушения на административное. Таким образом, для привлечения к административной ответственности достаточно установить в действиях лица только признаки незаконной предпринимательской деятельности. Конечный результат такой деятельности, получен доход или нет, значения не имеют. Здесь важно, чтобы действия физического лица были направлены на получение дохода, т.е. целью занятия деятельностью должно быть получение экономической выгоды в денежной или натуральной форме.
Первая форма осуществления незаконной предпринимательской деятельности - это осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Данное деяние признается незаконной предпринимательской деятельностью только при наличии в действиях лица в совокупности признаков, вытекающих из понятия «предпринимательская деятельность», содержащегося в статье 1 ГК Республики Беларусь [27, с. 422].
Таким образом, в совокупности, во-первых, лицо не должно иметь статуса индивидуального предпринимателя; во-вторых, деятельность лица должна быть направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных данным лицом для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам, то есть действия лица должны свидетельствовать о том, что им не впервые осуществляется такая деятельность или имеет место не разовое (два и более раза) получение прибыли от занятия ею. Поэтому привлечение к ответственности по данному составу возможно лишь при наличии прямого умысла. Например, сдача физическим лицом недвижимого имущества в аренду одному субъекту хозяйствования с получаемым за это доходом не является предпринимательской деятельностью, а сдача двум и более - образует состав данного правонарушения и состав правонарушения за уклонение от уплаты налогов, предусмотренный ст. 13.6 КоАП Республики Беларусь.
Для квалификаций действий для целей привлечения к ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь или УК Республики Беларусь необходимо иметь в виду, что не любые действия граждан расцениваются как предпринимательская деятельность. Так, ст. 210 ГК Республики Беларусь наделяет собственника правом по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц. Ст. 1 ГК Республики Беларусь называет виды деятельности, которые формально содержат признаки предпринимательской деятельности, но к таковым не относятся. Эти же виды дублируются в Налоговом кодексе Республики Беларусь.
Например, реализация трех из четырех мобильных телефонов, приобретенных для пользования с различными операторами сотовой связи, вследствие дальнейшего предпочтения пользования услугами какого-то одного из них предпринимательской деятельностью являться не будет. Кроме того, предпринимательской деятельностью также не будет являться и реализация физическими лицами продукции, полученной от источников в Республике Беларусь в счет оплаты труда, по отпускной цене [18, с. 157].
В ст. 1 ГК Республики Беларусь четко определено, что не относится к предпринимательской деятельности. Это - ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами товаров на рынке, адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность.
В-третьих, реализация физическим лицом произведенных, приобретенных для продажи товаров непосредственно на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых такая торговля осуществляется в соответствии с законодательством, даже без уплаты налогов состава вышеуказанного административного правонарушения не образует. В данном случае будет нарушение сроков уплаты налогов. Так, согласно ч.1 ст. 294 Налогового Кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения единым налогом признается для плательщиков – физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность:
1. розничная торговля на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых такая торговля осуществляется физическими лицами в соответствии с законодательством произведенными, переработанными либо приобретенными ими товарами (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 Налогового Кодекса Республики Беларусь. Такая торговля может осуществляться не более пяти дней в каждом календарном месяце;
2. осуществление видов деятельности, указанных в абзацах втором–седьмом пункта 1 статьи 295 Налогового Кодекса Республики Беларусь, а именно:
- оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
- оказание услуг по дроблению зерна;
- выпас скота;
- репетиторство;
- чистка и уборка жилых помещений;
- дневной уход за детьми;
- сдача в наем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания.
Однако при нарушении физическим лицом количества разрешенных дней торговли, такая деятельность будет иметь все признаки предпринимательской и будет являться незаконной. При этом контролирующим органам доказать факт занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации и установить признаки предпринимательской деятельности в данном случае не составит особого труда, так как уже сами действия нарушителя говорят за себя (во-первых, первоначальная уплата единого налога, во-вторых, осуществление дальнейшей торговли, но уже без уплаты налогов).
Кроме того, из данной нормы следует и то, что такая льготная возможность предоставлена только при торговле на рынках или иных специально установленных местах, когда потребителями реализуемых товаров являются физические лица. При оказании же услуг населению или осуществлении торговой деятельности с субъектами хозяйствования и при наличии в действиях лица системности данных фактов наступает ответственность по ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10