Принципы государственного управления в деятельности пограничных органов

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Конкретными объектами защиты от преступной деятельности вероятного, а также неперсонифицированного противника выступают:

сухопутная (включая недра) граница с ясно видимыми пограничными знаками (пограничные столбы, пирамиды, курганы);

граница на море, включая недра морского дна (с территориальными водами шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, кроме Каспийского моря, режим границы которого регулируется особо);

граница воздушного пространства (воображаемая вертикальная поверхность, проходящая по линии, определяющей пределы сухопутной и водной территории Российской Федерации);

исключительная экономическая зона в прилегающих к Российской Федерации районах шириной в 200 морских миль, установленная законодательством России;

континентальные шельфы, примыкающие к внешней границе территориального моря Российской Федерации;

пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (территории железнодорожного, автомобильного вокзалов, станции морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международного сообщения, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля и пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, иных предметов и животных);

режим государственной границы, включающий правила ее содержания, пересечения лицами и транспортными средствами, перемещение через нее товаров, животных и иных предметов, ведение хозяйственной и иной деятельности, связанной с пересечением границы или затрагивающей интересы России и других государств, а также порядок разрешения с иностранными государствами инцидентов, возникающих в связи с нарушением указанных правил;

пограничный режим, устанавливаемый в пограничной зоне (полоса местности вдоль государственной границы на суше, морском побережье, российских берегах пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах, кроме территорий населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, а также объектов культуры, памятников, мест массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иных мест традиционного массового пребывания граждан).


1.2 Правовые основы государственного управления в пограничной сфере


В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.

Правовой основой защиты Государственной границы Российской Федерации и осуществление государственного управления в данной области являются Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Конституция наделяет полномочиями в сфере охраны государственной границы:

= Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и директора Федеральной службы безопасности;

= Федеральное Собрание определяет статус и защиту государственной границы Российской Федерации;

= Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, Государственная Дума принимает, Совет Федерации утверждает, а Президент подписывает Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в котором, исполнительные органы, принимающие участие в охране государственной границы наделяются соответствующими полномочиями.

Президент Российской Федерации Указом "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации"[8] предоставляет право директору Федеральной службы безопасности издавать на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации в пределах компетенции Федеральной службы безопасности приказы, директивы, указания и распоряжения.

Правительство Российской Федерации реализует свои полномочия по руководству деятельностью пограничными представителями и др.

Конкретное законодательное воплощение полномочия органов государственной власти в сфере охраны государственной границы нашли в Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"[9]. Статья 27 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" гласит: органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере охраны государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом.

Головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны государственной границы является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Статья 28 часть 1.1 определяет, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пограничной сфере наделена следующими полномочиями:

совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию пограничными органами деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;

участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;

участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;

осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;

осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;

взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы и др.

В Положении "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации"[10], очерчено правовое поле деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации и дан перечень основных ее функций.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. [11]

Одной из основных функций ФСБ России является разработка концепции охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, определение приоритетных направлений деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности, подготовка целевых комплексных программ совершенствования их деятельности и разработка правового, организационного, экономического и других механизмов реализации этих программ.

В пограничной сфере ФСБ России организует деятельность органов безопасности по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты