Принципы государственного управления в деятельности пограничных органов

Кроме того, организует деятельность органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

В настоящее время функции по управлению пограничными органами федеральной службы безопасности осуществляет директор Федеральной службы безопасности на основании Положения о ФСБ России утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960.

Статья 30 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" устанавливает следующие полномочия пограничных органов:

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Пограничные представители в своей деятельности руководствуются Законом "О Государственной границе Российской Федерации", другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации,

Вопросы и инциденты, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации, разрешаются по дипломатическим каналам.

Подводя итог по вопросу правовых основ государственного управления в пограничной сфере можно сделать следующий вывод:

В соответствии с действующим законодательством федеральная служба безопасности составляет основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации как основной государственный орган исполнительной власти в сфере охраны государственной границы наделена широкими полномочиями. Эти полномочия охватывают весь спектр интересов государства на государственной границе и в пограничных регионах. Однако для реального их воплощения на практике необходима детализация положений, содержащихся в отсылочных статьях, в подзаконных актах, уточнение субъектов их реализации, конкретизация и сближение с уже действующим законодательством.

Деятельность пограничных органов организуется на основе законодательных актов Российской Федерации, Временного Устава, других нормативных актов ФСБ России, издаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Свою деятельность пограничные органы осуществляют, исходя из характера конкретно складывающейся обстановки на государственной границе и в приграничных районах, экономических, этнических, межнациональных, физико-географических и других условий, в строгом соответствии с Конституцией и внешней политикой России, а также межгосударственными отношениями с сопредельными государствами.

Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности по охране государственной границы направлена на пресечение разведывательно-подрывных действий спецслужб иностранных государств, противоправной деятельности преступных сообществ, организаций, групп и отдельных лиц, действий войсковых подразделений и подразделений сил специальных операций на границе; одиночных, групповых и массовых нарушений режима государственной границы, любых попыток незаконного изменения ее прохождения на местности.


Глава 2. Правовые основы принципов государственного управления охраной государственной границы Российской Федерации

2.1 Принципы государственного управления в пограничной сфере


Для государственного управления, как и для любой иной деятельности характерны определенные принципы.

Принципы государственного управления - это основные руководящие начала, на которых строится и функционирует вся управленческая деятельность и которые могут быть сформулированы в виде определенных правил, закрепляемых правом.

Среди ученых-административистов нет однозначного подхода к решению вопросов о принципах государственного управления. Однако, обобщив все имеющиеся исследования по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что, наиболее четко система принципов государственного управления представляется двумя группами - политико-правовой и организационной.

Названия данных групп определяют характер объединенных ими принципов. Политико-правовые принципы основаны на требованиях, возникающих в связи с политическим режимом, устройством и т.п., основаны на действующих правовых нормах, но, по сути, изменчивы. Организационные принципы являются сущностно необходимыми для реализации задач государственного управления и указывают на его структуру.

В группу политико-правовых принципов государственного управления входят:

широкое участие граждан в государственном управлении (народовластие);

федерализм;

законность;

плановость (планирование и учет).

Ряд принципов, на основе которых осуществляется государственное управление, имеет прямое отношение к организации аппарата управления, его связей с подведомственными объектами и управляемыми. Они также как и политико-правовые принципы находят воплощение практически во всех областях государственного управления. К их числу относят, как правило: отраслевой, территориальный, функциональный принципы.

Пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан в пограничной сфере.

Соблюдение законности означает, что:

1) органы управления не должны выходить за пределы требований закона при издании ими нормативных актов и совершении иных действий управленческого характера;

2) гарантируются и охраняются права и законные интересы граждан, общественных организаций, предприятий и учреждений, нижестоящих звеньев аппарата управления;

3) установлена строгая ответственность всех участников управленческих отношений за нарушения требований закона;

4) обеспечивается развитие правового режима в сфере государственного управления, правовой основы его практического осуществления.

Должностные лица, органы государственного управления в пограничной сфере обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Принцип федерализма проявляется в системе органов управления, в их взаимодействии и компетенции. Органы государственного управления в пограничной сфере осуществляют также свою служебную деятельность на принципе федерализма.

С учетом федеративной структуры России действуют федеральные органы управления и органы управления в субъектах, каждый из которых имеет свою систему органов исполнительной власти. Следует учитывать, что принцип федерализма реализуется на основании разделения полномочий субъектов и Федерации. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий (т.е. компетенции) между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий (ст.11 Конституции Российской Федерации). Так, отнесение функции обеспечения безопасности государства к ведению Федерации исключает возможность создания собственных органов безопасности в республиках и иных субъектах Российской Федерации.

Плановость как принцип государственного управления проявляется в плановой организации общественной жизни: обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории всех субъектов Федерации осуществляется на основе государственных программ экономического и социального развития Российской Федерации, бюджетного планирования. Органы государственного управления в сфере защиты государственной границы непосредственно участвуют в осуществлении этого планирования, составлении и реализации планов и программ.

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации управления. Например, система государственного управления разбита на определенные управленческие отрасли (отрасль - совокупность управленческих отношений или производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей, основных фондов и профессиональных навыков сотрудников), наибольшее число органов государственного управления в центре и на местах имеет отраслевую компетенцию (например, большинство федеральных министерств и министерств субъектов федерации, отраслевые управления и отделы местной администрации и т.д.).

В конкретном управленческом варианте отрасль государственного управления может характеризоваться через систему министерства, как основного звена отраслевого государственного управления. Указанную систему составляют: данное федеральное министерство, соответствующие ему министерство республик в составе Российской Федерации, одноименные местные отраслевые органы, а также предприятия, учреждения и организации, отнесенные к этому отраслевому профилю. Исходя из этого, отраслевой принцип предполагает наличие единого организационного центра, которому по вертикальной линии подчинена вся совокупность звеньев внутриотраслевого характера, т.е. нижестоящие органы управления, предприятия, учреждения и организации. Он призван осуществлять централизованное руководство отраслевыми комплексами, единообразное решение общих для этих комплексов вопросов, наиболее полный учет особенностей и потребностей каждого из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты