2) Запрет проституции и вытекающая из этого борьба с соответствующими фирмами. Чтобы устранить этот источник ВИЧ-инфицирования, пригодны оба пути. Но в том-то и дело, что отечественное законодательство не придерживается последовательно ни того, ни другого способа. В чем же конкретно состоит нечеткость правовых предписаний?
Во всем мире борьба с проституцией направлена на обезвреживание тех, кто наживается на торговле женщинами, - сутенеров и организуемых ими секс-притонов и «офисов». Российская специфика состоит в том, что секс-дельцов «накрывают» одним рейдом - вместе с организованными преступными группировками, параллельно с раскрытием уголовных преступлений, особенно связанных с наркоторговлей[195].
В России уголовная ответственность за занятие проституцией не предусмотрена - только административная, по месту прописки. Учитывая, что до 60% девушек, работающих в Москве, приезжают с Украины, из Белоруссии, Молдавии и прочих стран СНГ, становится понятно, почему их привлечение даже к административной ответственности невозможно[196].
В то же время с 1997 года перестало считаться преступлением так называемое «сводничество в корыстных целях», под которым подразумевается «содействие внебрачным половым сношениям и иному удовлетворению половой страсти» - то есть та самая деятельность по организации сексуальных услуг. В результате в системе борьбы с проституцией образовалась брешь. Получается, что заниматься проституцией нельзя, а создавать условия для занятия ею другими лицами очень даже можно. Нужно только соблюдать определенные «правила игры», предписанные уголовным законом: не задействовать несовершеннолетних, не вовлекать в занятие проституцией обманом или насилием и не создавать специальных мест для занятия ею (притонов). Кроме того, впечатляет своей «суровостью» и размер ответственности за занятие проституцией - предупреждение или минимальный штраф.
Уголовная ответственность предусмотрена за вовлечение в занятие проституцией и за организацию и содержание притонов (ст. 240 и 241 Уголовного кодекса РФ), но здесь ситуация еще более сложная. Такие дела не имеют достаточной судебной практики, поэтому даже сбор доказательной базы для обвинения в этом преступлении представляет для следователей огромную проблему. Закон не дает четких определений этим преступлениям хотя бы потому, что нет четкого определения самого термина «проституция». Или станет известно местонахождение притона. Что делать? Если приехать туда с ОМОНом, где факт передачи денег от клиента проститутке и как этот факт увязать с тем человеком, кто вроде бы организовал этот притон? А как доказывать насильственное вовлечение. Теоретически без «контрольной закупки» не обойтись. А произвести ее проблемно не только из морально-нравственных соображений, но и из финансовых – государство просто не выделяет на это деньги. Временно поломать бизнес конкретной фирмы конечно можно, но судебная перспектива у такого дела весьма туманна.
В основе анализа криминологической, уголовно-правовой и криминалистической характеристик преступлений, квалифицируемых по ст. 241 УК РФ, должна быть базовая для демократического государства идея поступательного расширения прав и свобод личности, достижения в законодательстве оптимального соотношения дозволений и запретов. Насколько оптимальным является соотношение дозволений и запретов со стороны государства по поводу проституции и производных от нее деяний, именуемых организацией и содержанием притонов для занятия проституцией? Отвечая на этот вопрос, можно сделать вывод, что, с одной стороны, существующие запреты применительно к преступлениям, связанным с проституцией, не вполне соответствуют степени общественной опасности, которую представляет современная проституция, а с другой стороны, они едва ли существенно влияют на ослабление криминальной ситуации в данной сфере[197].
В ходе изучения общественного мнения об адекватности действий правоохранительных органов по противодействию проституции подавляющее большинство (79%) опрошенных респондентов оценивает их неодобрительно, несмотря на широкую «рекламу» действий милиции. Причем респонденты неодобрительно отзываются об этих действиях в силу отрицания их необходимости, то есть на уровне общественной морали эти действия воспринимаются как неправильные[198].
Услугами проституток пользуются, по данным проведенного опроса, более 70% социально активных граждан, то есть у проституции сохраняется устойчивый спрос[199].
За период после вступления в действие нового УК РФ проституция в России не сокращается, а, напротив, развивается и претерпевает существенные качественные изменения.
Сохранение в УК санкции за организацию и содержание притонов для занятия проституцией не повлекло ослабления проблемы. Кроме того, в силу свойства проституции выполнять функцию питательной среды для целой группы «сопутствующих» преступлений, быть стимулятором криминальных проявлений в достаточно широком смысле, с нею, в известной степени, связано развитие общей сферы противоправного поведения граждан.
Проституция, по оценкам специалистов, за последнее десятилетие относится к числу наиболее динамично развивающейся сферы деятельности. По различным данным милиции общественной безопасности, ежедневно в городе Москве практикуют как минимум 15 тысяч проституток[200]. Эта деятельность экономически обусловлена, является выгодным криминальным бизнесом для различного рода организаторов и лиц, «обслуживающих» подобную «индустрию услуг». Закономерно, что одновременно с развитием проституции адекватное развитие получает и противоправная деятельность, называемая организацией или содержанием притонов для занятия проституцией, а также иная криминальная деятельность, так или иначе «сопровождающая» проституцию. Это процессы, подчиняющиеся объективным законам рынка сексуальных услуг. Соответственно, есть все основания считать, что преступления, связанные с проституцией, в общей структуре преступности страны занимают далеко не последнее место.
В современных условиях для одних («работников сексуального бизнеса») экономически не выгодно сотрудничать с правоохранительными органами, ведущими борьбу с проституцией, а для других это сотрудничество оказывается этически неприемлемым или они относятся к нему безразлично, так как сами являются потребителями сексуальных услуг. В ситуации, когда широкие слои населения вовлечены в формально противоправную сферу взаимовыгодных сексуальных отношений, крайне затруднительно разрабатывать криминалистические технологии изобличения виновных. Преступления, квалифицируемые по ст. 241 УК РФ, относятся к немногочисленной категории, где среди участников антиобщественной деятельности нет потерпевших. Даже в случае взятки взяткодателя можно, хотя он формально является преступником, признать потерпевшим, поскольку изначально для него дача взятки - вынужденное и невыгодное материально средство решения того или иного вопроса. Функционирование же притона обусловлено совпадением интересов организатора, притоносодержателя, проституток и их клиентов. «Разорвать» эту связь интересов, пожалуй, наиболее сложная для следователя (дознавателя) задача.
Набор деяний, связанных с проституцией, которые законодатель признал преступными, не случаен. В нем, по существу, определен круг лиц, технически или организационно обслуживающих проституцию в целях материальной выгоды, извлечения доходов, лично заинтересованных в ее существовании и распространении. И важно то, что с ростом числа проституток пропорционально увеличивается и количество лиц, обслуживающих проституцию. Вредные для общества последствия от проституции в таких условиях возрастают и в этом заключается основная проблема для государства, вызывающая необходимость принятия срочных адекватных научно обоснованных мер. Промедление с выработкой и реализацией соответствующих мер чревато возникновением последующих дополнительных сложностей при противодействии проституции и связанным с нею противоправным действиям. Проституция стала уже многоуровневой, имеет место относительно автономное ее развитие на каждом условном уровне. Развитие не только в смысле «совершенствования» деятельности, но и внутризащитительных механизмов, призванных оградить эту сферу от вмешательства извне, направленного на противодействие проституции[201].
Складывается ситуация, когда при нарастающем, внимании со стороны государства к организованным формам преступности за пределами должного внимания властей остается прогрессирующий процесс организационного построения и внутреннего совершенствования корпоративных групп и объединений, основным родом деятельности которых является проституция и ее обслуживание. Назрела целесообразность формирования региональных и федеральных официальных статистических учетов лиц, занимающихся проституцией, «обслуживающих» проституцию, занимающихся проституцией организационно. Причем не только по факту произведенных административных или уголовных процессуальных мероприятий, но и по иным данным, поступающим из различных информационных источников. Необходимо выделить составы административных и уголовных правонарушений, связанных с проституцией, в отдельную строку учетов статистических данных правоохранительных органов для четкого обозначения их места и значения в структурах и преступности, и административной практики в Российской Федерации. Это позволит обобщать полученные данные по различным оценочным параметрам и выявлять общее в механизме данных преступлений, давать обобщенные оценочные характеристики субъектам преступлений и их отношению к своим действиям, соучастникам, предмету посягательства, способам совершения преступлений, преступным результатам.
Начавшееся обустройство социального пространства России сделало тему легализации проституции актуальной. Уже больше года длится довольно странная кампания по продвижению в массы идеи легализации проституции. Центральные телеканалы то и дело обсуждают эту тему в эфире, порой этой теме посвящают и целое «ток-шоу». Это-де позволит государству получать дополнительный налог, уменьшит риск заражения клиентов проститутки ВИЧ-инфекцией и венерическими болезнями, ибо жрицы любви будут регулярно проходить медосмотр.
Говорят также, что это поможет охране трудовых прав путан. Нас пытаются убедить, что профессия путан не хуже других, что они дарят любовь тем, кто ее не может получить иным образом (например, инвалидам и всяким уродам)[202].
Если проституция в России сейчас не легализована формально, то она легализована фактически. Связанная с проституцией торговля женщинами, создание притонов разврата и иная организованная преступность достигла огромных размеров. И формальная легализация проституции сама по себе уже приведет к дальнейшему существенному росту этих явлений[203].
Нынешние притоны, прикрывающиеся названиями «фирма досуга», «массажный кабинет», «приятная сауна» и т. п., платят какие-то налоги. И если эти бордели официально переименуют, то их хозяева едва ли будут платить больше, чем сейчас.
Не факт, что переименование способно само по себе гарантировать трудовые права проституток. Разве хозяева среднего и особенно малого бизнеса сейчас четко соблюдают законодательство о труде? Разве в таких фирмах нет «черной» и «белой» бухгалтерии? Разве там не составляют две ведомости на заработную плату: официальную, с очень низкой зарплатой – для финансовых органов и фактическую – для внутреннего потребления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26