Проблемы надзорного производства в России и пути их разрешения

Неясность в решении вопроса о том, от кого в этом случае должна исходить инициатива в истребовании дела или в передаче его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, заставила судей обратиться за разъяснениями в Верховный Суд РФ. Ответ был опубликован в одном из обзоров Верховного Суда РФ, где подчеркивалось, что на основании принципа диспозитивности и положений ч. ч. 1 и 3 ст. 376 ГПК РФ должностные лица соответствующих судов выносят свои определения по результатам рассмотрения надзорных жалоб или представлений прокурора. Таким образом, из этого разъяснения усматривается, что имеется в виду появление в громоздкой процедуре надзорного производства дополнительных этапов.

А.Т. Боннер отмечает, что случаи вмешательства должностных лиц судебных органов в анализируемую ситуацию являются нечастыми, поскольку самостоятельность судей надзорной инстанции при вынесении определений об отказе в истребовании дела или передаче его в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу во многом является фикцией, поскольку на практике они всегда согласовываются с отмеченными выше должностными лицами. Проблема тем не менее требовала решения.

Конституционный Суд РФ в п. 6 (абз. 2 мотивировочной части) своего Постановления от 5 февраля 2007 г. №2-П, реагируя на обращения граждан (С.А. Абакарова, С.В. Пономаревой), истолковал ст. ст. 381 и 383 ГПК РФ (в их прежней редакции) следующим образом:

1) правомочие председателя соответствующего суда или их заместителей не согласиться с определением судьи реализуется только при наличии обращения лица, подававшего жалобу или представление;

2) такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения;

3) является по сути отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции;

4) допустимо только в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 376 ГПК РФ.

То есть указанные должностные лица в случае обращения к ним заинтересованных лиц принимают решение в той же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены ГПК РФ для решения рассматривающим надзорную жалобу судьей отмеченных вопросов, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ полагает, что обращение к указанным должностным лицам после вынесения судьей определения об отказе в истребовании дела или об отказе в передаче дела в суд надзорной инстанции не может считаться обязательным условием для дальнейшего обжалования в вышестоящую инстанцию.

После внесения в гл. 41 ГПК РФ изменений (Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №330-ФЗ) право не согласиться с определением судьи оставлено лишь Председателю Верховного Суда РФ и его заместителю, причем имеется в виду определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ).

Из настоятельно рекомендованной Конституционным Судом РФ процессуальности (а эта деятельность, как мы отметили, получила название внепроцессуальной) при реализации этого правомочия в ч. 3 ст. 381 ГПК РФ отмечено лишь, что указанные определения отменяются и жалобы или представления прокурора с делом передаются в судебное заседание суда надзорной инстанции. Отметим, что не произошло законодательного закрепления положений о том, что применение подобного правомочия возможно только в случае, во-первых, обращения к Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю лица, подавшего жалобу или представление, во-вторых, в предусмотренные ч. 2 ст. 376 ГПК РФ сроки.

Таким образом, исходя из содержания ч. 3 ст. 381 ГПК РФ вполне допустимыми будут выглядеть действия отмеченных должностных лиц, отменяющих без обращения к ним заинтересованных лиц и без ограничения во времени определение судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и передающих его для рассмотрения по существу, хотя у сторон, возможно, сложились новые устойчивые правовые отношения, и подобный поворот событий уже не в их интересах. Анализируемое полномочие высоких должностных лиц Верховного Суда РФ не утратило своих «внепроцессуальных черт», сохраняет возможность вмешательства должностных лиц в диспозитивные начала гражданского судопроизводства и, кроме того, создает дополнительный этап в сложной структуре надзорного производства.

Извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания суда надзорной инстанции производится в обязательном порядке (ст. 385 ГПК РФ, ст. 302). Необходимо отметить, что такой порядок сложился в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 г. №6-П о проверке конституционности ч. 1 ст. 325 ГПК РФ РСФСР. Указанная норма была признана неконституционной, поскольку позволяла рассмотреть дело без предоставления другой стороне или другим лицам, участвующим в деле, равных возможностей участвовать в судебном разбирательстве, без предоставления названным лицам права быть выслушанным судом.

2.4 Пределы осуществления полномочий суда надзорной инстанции

Полномочия суда надзорной инстанции представляют собой важный системообразующий фактор, характеризующий эту стадию процесса. Представляется, что объем полномочий надзорной инстанции должен быть напрямую связан с пределами проверки надзорной жалобы, предусмотренными законом, и определяться ими.

Смысл процессуальной деятельности в суде надзорной инстанции – выявление судебной ошибки (или ее отсутствия) – определяет выбор конкретного полномочия из числа предоставленных законом. Само выявление судебной ошибки (или доказательство ее отсутствия) возможно благодаря законодательно установленным пределам рассмотрения дела в суде соответствующей инстанции.

Для суда, пересматривающего судебный акт, вступивший в законную силу, доказывание судебной ошибки предполагает следующие компоненты:

1) контрольное доказывание в отношении имеющихся в деле доказательств с качественной и количественной сторон; соблюдение правил доказывания;

2) первичную доказательственную деятельность в отношении судебных актов, протоколов, доводов жалоб (представлений) и отзывов на них, а также по легитимации лиц, не участвовавших в деле, но подавших жалобу;

3) совмещение результатов проверочного и первичного доказывания и уяснение судебной ошибки (или ее отсутствия).

Доказывание определяется пределами рассмотрения дела (ч. ч. 4 и 5 ст. 386 ГПК РФ; ч. ч. 5 и 6 ст. 303) и точно сориентировано на полномочия суда соответствующей инстанции. Корреспондировать полномочиям и пределам их осуществления должны также основания для отмены судебных актов в суде надзорной инстанции.

Действующее процессуальное законодательство предоставляет суду надзорной инстанции выбор из следующих полномочий (ст. 390 ГПК РФ, ч.):

1. Оставить обжалованный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Это полномочие используется, если решение, на которое подана жалоба, соответствует закону. Однако думается, что в этом случае постановление (определение) надзорной инстанции должно быть хорошо мотивировано, ведь дело прошло предварительные этапы, на которых судья (судьи – в арбитражном процессе), решающий вопрос о передаче дела в судебное заседание надзорной инстанции, усомнился в законности судебного акта.

2. Отменить обжалованный акт полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение.

Основания для отмены и направления дела на новое рассмотрение в судах общей юрисдикции – это существенные нарушения норм материального или процессуального права (ст. 387), повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

3. Отменить обжалованный судебный акт полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу.

Прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения возможны в любой инстанции. Особенности этих действий в надзорной инстанции проявляются в том, что здесь действуют не все основания (например, двукратная неявка сторон в судебное заседание суда общей юрисдикции) и здесь подобные действия обязательно сочетаются с отменой решения.

4. Оставить в силе один из ранее принятых по делу судебных актов.

Такое полномочие имеется лишь у надзорной инстанции. Учитывается, что к тому моменту, когда дело попадает в суд надзорной инстанции (особенно если это уже третье надзорное звено, а в арбитражных судах по делу могут быть постановления судов апелляционной и кассационной инстанций), по нему вынесено уже несколько судебных актов. Один из них может быть законным. Отменив обжалованный акт, суд надзорной инстанции оставляет в силе тот, который считает законным.

5. Отменить либо изменить обжалованный акт и принять новый судебный акт, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права (п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ).

Основания для применения этого полномочия судами общей юрисдикции названы непосредственно в п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ: ошибка допущена в применении и толковании норм материального права. Все остальное в деле претензий не вызывает.

Выбор между полномочием принять новое решение взамен отмененного и направлением дела на новое рассмотрение производится в зависимости от необходимости расширения доказательственной базы. Суд надзорной инстанции не может принимать и исследовать новые доказательства. Он работает только с теми материалами, что уже имеются в деле. Если выявляется необходимость истребования и исследования новых доказательств – дело должно быть направлено на новое рассмотрение. Если необходимости в дополнительных доказательствах нет, новых обстоятельств устанавливать не нужно, то дело на новое рассмотрение не направляют, суд надзорной инстанции сам исправляет ошибки нижестоящего суда, неправильно применившего или неправильно истолковавшего закон, т.е. принимает собственное решение по делу.

У суда, пересматривающего судебный акт, вступивший в законную силу, полномочий на вынесение нового решения, как правило, быть не должно. Такое полномочие нарушает права лиц, участвующих в деле, ведь они не могут обжаловать постановление суда последней инстанции. Однако в качестве исключений, тщательно мотивируемых судом при вынесении постановления, такое полномочие быть должно. Например, дела о защите избирательных прав, об оспаривании нормативных правовых актов, где особенности вида судопроизводства и доказательственной деятельности в нем располагают к тому, чтобы суд, пересматривающий вступившее в законную силу решение, мог вынести собственное постановление по существу дела.

Для надзорной инстанции судов общей юрисдикции это же полномочие уже оговаривается основанием: «если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права» (п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ).

Таким образом, законодатель ограничивает и регулирует случаи, когда может быть принято новое решение судом кассационной инстанции. Кроме того, определены случаи, когда даже при повторной проверке кассационным судом постановления он все же не может принять новое решение.

6. Оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ. Это основание предусмотрено только в ГПК РФ, подобного не содержит.

Фактически это отсылка к норме об основаниях для возвращения надзорной жалобы, что не совсем справедливо. Такие основания, как подача жалобы лицом, не имеющим права на обращение, пропуск срока обжалования, отзыв самим заявителем, не вызывают возражений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты