Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

По мнению ряда ученых, независимо от того, есть или нет договор, с момента рождения ребенка между ним и родившей его женщиной возникает семейноправовая связь, которая не нуждается ни в каком договорном опосредовании.

Противоположной точки зрения придерживаются другие ученые, считающие, что родителями ребенка в любом случае должны признаваться супруги, являющиеся заказчиками и предоставившие генетические материалы, так как биологическое родство определяется именно им, а не вынашиванием в теле женщины7. Соглашаясь с тем, что всякое серьезное нарушение в организме беременной женщины может негативно отразиться на развитии зародыша, следует подчеркнуть разницу между биологической связью и биологическим родством: первая прекращается с момента рождения, вторая же сохраняется и передается из поколения в поколение.

В интересах потенциальных родителей высказываются и словацкие ученые Я. Дрогонец и П. Ходерка. Они исходят из того, что заменяющая мать, оставив ребенка у себя и доказав отцовство мужа из пары заказчика в судебном порядке, может потребовать взыскания алиментов на содержание ребенка.

Несколько по иному подходят к решению этой проблемы австрийские ученые X. Финлей и Дж. Сихомбинг, которые считают, что суррогатная мать может считаться юридической только в том случае, если яйцеклетка для эмбриона взята из ее организма. Если же донором является женщина из бесплодной пары, то матерью ребенка является именно она.

Думаю, следует поддерживать позицию тех ученых, которые высказываются в пользу биологической матери. Потенциальные заказчики должны учитывать при заключении договора возможность того, что после рождения ребенка он не будет им передан. А для того, чтобы снизить риск невыполнения договора со стороны суррогатной матери необходимым условием должно быть наличие у нее своих детей, ибо тогда она может предположить свое отношение к будущему ребенку, так как уже познала материнские чувства. Кроме того, суррогатная мать, так же как и донор при искусственном оплодотворении, должна оставаться анонимной (за исключением тех случаев, когда в роли суррогатной матери выступает родственница). В этом случае уменьшается вероятность подачи необоснованного иска на взыскание алиментов со стороны заменяющей матери в случае оставления ребенка у себя. Некоторые ученые предлагают установить сроки, в период которых суррогатная мать может расторгнуть контракт с супругами заказчиками.

Например, по мнению М. Юна, она может отказаться от выполнения договора в период беременности.

А согласно английскому законодательству соглашение о передаче родительских прав недействительно, если оно предъявлено менее чем через шесть недель после рождения ребенка. Кроме того, само по себе желание родителей не является достаточным условием для передачи родительских прав на это требуется специальное решение суда.

В соответствии с законодательством штата Нью Гемпшир (США), женщина, выносившая и родившая ребенка, имеет право передать его заказчикам в течение 72 часов с момента рождения.

Молдавское законодательство, закрепляя приоритет биологической матери, не конкретизирует, в течение какого времени она может отказаться от подтверждения своего решения. Если исходить из того, что ребенок должен быть зарегистрирован не позднее одного месяца с момента рождения и, учитывая, что материнские чувства могут появится именно после рождения ребенка, то, вероятно, это и есть тот период времени, в течение которого вынашивающая мать должна принять решение.

Если суррогатная мать после рождения ребенка подтвердила свое согласие о его передаче заказчикам, то впоследствии она не может оспорить запись в качестве родителей лиц, заключивших с ней договор.

В то же время и супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, не вправе при оспариваний отцовства и материнства, ссылаться на эти обстоятельства. Данного положения, направленного, в первую очередь, на защиту интересов ребенка, нет в нашем Кодексе о браке и семье. Решение данной проблемы лежит в принятии нового Гражданского Кодекса и, соответственно, вслед за ним нового Кодекса о браке и семье. Необходимо и внесение дополнений в уголовное законодательство по данной проблеме.


1.4.2 Пределы допустимости суррогатного материнства

По медицинской статистке, 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Может показаться что, единственный выход для этих людей - усыновление ребенка.

Однако известно, что эмбрионы могут приживаться в матке другой женщины. Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более. Программа "суррогатного материнства" дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары.

Метод Экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) является на сегодняшний день одним из самых эффективных в лечении бесплодия супружеской пары.

Он заключается в следующем: яйцеклетки, полученные у женщины путем аспирации (забора), " смешивают " со специально подготовленной спермой мужчины в стерильных чашках. Точно так же, как в естественных условиях, происходит слияние женского и мужского генетического материала, что приводит к образованию нового организма. Чем лучше качество перенесенных эмбрионов, тем выше вероятность наступления беременности.

Первый раз эмбриолог встречается с новым "человечком " на следующий день после забора яйцеклеток и спермы. В этот день можно увидеть произошло ли соединение женской и мужской клеток. Эту клетку называют зигота, она уже содержит и отцовский, и материнский материал.

Но не все яйцеклетки могут соединиться со сперматозоидом и образовать зиготу. На это способны лишь зрелые и качественные клетки. Через 48 часов эмбрион внедряется в матку и начинает получать питательные вещества из материнской крови. Беременность, полученная путем искусственного оплодотворения, ничем не отличается от беременности, возникшей самостоятельно. Она также длится приблизительно сорок недель и имеет те же осложнения, которые бывают при обычной беременности (например, токсикоз).

Дети тоже ничем не отличаются: и врожденные заболевания, и пороки встречаются у них с той же частотой, что и у детей, рожденных от беременности, наступившей естественным путем. Запланировать пол ребенка при этом невозможно. Какой из перенесенных эмбрионов прикрепиться к матке определит сама природа. Но кто бы это ни был, он принесет Вам много радости!


1.5 Обсуждение правовых проблем суррогатного материнства


1.5.1 «За и против»

На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считаются дети. Именно с их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей1. Несмотря на то, что человек с древних времен пытался найти решение этой проблемы, только в последние годы благодаря использованию искусственных методов репродукции человека появилась возможность изменить ситуацию. Проведение операции по искусственному оплодотворению и имплантации эмбриона позволило супругам обрести надежду стать родителями.

Однако применение этих методов репродукции все же вызывает немалое количество проблем этического, медицинского и юридического характера. Большинство споров возникает вокруг применения суррогатного (заменяющего) материнства, сущность которого заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, не могущей по состоянию здоровья иметь детей.

Противники суррогатного материнства, в первую очередь к ним относится церковь, считают, что его реализация влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности2. Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как "таинство любви", они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.

Несколько по иному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Практика заменяющего материнства подвергается критике и за возможность коммерциализации. Она заключается в том, что данный метод может быть использован как средство эксплуатации женщин в роли платных инкубаторов, производящих детей для богатых заказчиков. И таких фактов немало. Недавно в Молдове была разоблачена преступная организация, занимающаяся переправкой детей за рубеж. Матери "доноры" уже в период беременности знали, куда будут отправлены младенцы. В Венгрии было возбуждено уголовное дело против врача-генетика Эндре Цейзеля, который вместе со своей партнершей, находящейся в Америке, также занимался аналогичным "бизнесом".

О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях говорится в Брюссельской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1985 г.). Представляется необходимым закрепление этого положения и в молдавском законодательстве. Кроме того, данный метод может применяться только в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения и лишь в случаях, когда заказчица по состоянию здоровья не может самостоятельно выносить и родить ребенка.

Уменьшению риска коммерциализации суррогатного материнства может способствовать и то, что в качестве заменяющих матерей могут выступать родственники бесплодной пары, которые будут относиться к ребенку с неподдельной любовью. Например, в Австралии в 1994 году был снят ряд ограничений с закона об использовании суррогатного материнства, что позволило сестрам и кузинам генетических родителей стать заменяющими матерями. В штате Северная Каролина (США) сестра женщины, которая сама не в состоянии была выносить ребенка, была оплодотворена спермой ее мужа и в мае 1994 года родила ребенка. Прежде чем принять такое решение, супруги шесть лет лечились от бесплодия. Англичанке Эдит Джонс был пересажен эмбрион, созданный путем слияния яйцеклетки ее дочери 22летней Сюзанны и спермы ее мужа 23летнего Крича Ленгстона. Первый же случай вынашивания ребенка матерью вместо бесплодной дочери зарегистрирован в ЮАР в 1987 году.


1.5.2 «Право»

В философии права оно понимается как форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Право развилось из социальных норм или обычаев, то есть привычных правил поведения, которое государство сделало юридическими обычаями. Этот первоначальный пласт - т.н. обычное право - по большей части сохраняет черты своего происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Обычное право более этнично, чем другие формы права - судебная практика (казуальное, или прецедентное право) и законодательство (статутное право).

С социальной точки зрения право - это совокупность устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение. Обычное право - это право, сформированное на основе обычая, то есть исторически сложившегося стереотипного способа поведения, которое представляют собой стандартизированные действия, совершаемые множеством людей и воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Законодательное право - это юридическая норма, правило поведения, которая устанавливается заблаговременно, официальным образом, носит всеобщий характер и доведено до заинтересованных лиц с помощью опубликования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты