Выводы по 2 главе
Система наказаний внутренне упорядочена. Она построена по принципу: от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказания. Такой подход имеет важное практическое значение. Во-первых, он предполагает необходимость применения того же принципа при конструировании альтернативных санкций за конкретное общественно опасное деяние (они должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкой к более жесткой). Во-вторых, исходя из рассматриваемого принципа, суды обязаны сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого, а затем более строгих наказаний.
Дополнительная, или усеченная, система наказаний для несовершеннолетних состоит из шести видов (ст. 88 УК): 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок. В сравнении с основной, или полной, системой наказаний, применяемой в отношении взрослых, здесь, во-первых, отсутствует шесть видов наказаний, в том числе пожизненное лишение свободы и смертная казнь, во вторых, вместо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено наказание только в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.
Имея в виду исключительно важную предупредительную цель смертной казни, трудно контролируемые масштабы и возрастающие количественно-качественные характеристики преступности в РФ, её социально-необратимые последствия, РФ вынуждена сохранить в уголовном законе и применять на практике этот вид наказания. В связи с этим РФ важно пересмотреть своё отношение к мораторию на смертную казнь и проводить в этом плане самостоятельную уголовную политику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, наказание применяется для установления социальной справедливости, для предотвращения новых преступлений. Наказание — это особая мера государственного принуждения, только государство может наказать за уголовное преступление. Наказание исполняется только по приговору суда, если же наказание выносится общественной организацией, то это уже не уголовное наказание. Наказание — это всегда правовое последствие, оно влечет судимость. Наказание, которое не лишает прав и свобод, не является наказанием.
Назначение наказания является одним из наиболее важных институтов российского уголовного права. Правильное решение целого ряда его проблем имеет большое практическое значение для осуществления успешной деятельности по противодействию преступности. Именно этим обусловливается интерес, проявляемый к институту назначения наказания со стороны как теоретиков уголовного права, так и практических работников. От того, насколько законным, справедливым и обоснованным будет назначенное лицу наказание, во многом зависит достижение целей, поставленных перед уголовно-правовой политикой.
Цели наказаний состоят в следующем: восстановление справедливости; исправление осужденного; специальная и общая превенция (предупреждение) преступлений.
Отметим, что цели наказания являются тем инструментом, который предопределяет виды наказания, построение системы (лестницы) наказаний и индивидуализацию наказания.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Наказание, будучи категорией уголовного права, имеет социально-политическую и нравственную сущность. Оно является социально-политической реакцией и отрицательной нравственной оценкой государством и обществом совершенного преступником общественно опасного деяния, являющегося, в свою очередь, проявлением социальных противоречий, порожденным этими противоречиями. Будучи формой и средством разрешения социальных противоречий, наказание является одновременно и причиной других противоречий. Оно само выступает как социальный конфликт между обществом и личностью.
3. Методологию уголовного наказания можно определить как учение о комплексной сущности наказания, его связи с фундаментальными факторами общественной жизни, о системе принципов и методов его научного исследования и практики применения.
4. Наказание - фундаментальная уголовно-правовая категория, выражающая государственное принуждение, сущность которого составляет кара, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и состоящая в предусмотренных уголовным законом лишениях или ограничениях законных прав и свобод этого лица. Системообразующими признаками наказания являются:
- фундаментальность его как категории;
- триединая - социально-политическая, нравственная и уголовно-правовая сущность, то есть - кара, состоящая в лишении или ограничении законных прав и свобод;
- государственное принуждение, то есть насилие в пределах и формах, предусмотренных уголовным законом;
- субъект назначения - суд как орган власти;
- субъект применения - лицо, совершившее преступление;
- основания назначения - совершение общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления;
- вина как субъективное основание назначения.
3. Цели наказания носят системный характер и включают восстановительные или социально-ретрибутивные, исправительно-воспитательные и превентивные цели. Хотя УК РФ и объективные условия нынешнего этапа общественного развития не вызывают необходимости цели перевоспитания, но закрепление этой цели в уголовном законе весьма желательно и целесообразно из-за её социальной возвышенности и жизненной потребности.
4. Следовало бы в ч. 2 ст. 43 УК РФ указать на воспитательное воздействие наказания на других граждан.
5. Система уголовных наказаний - это целостная и упорядоченная совокупность видов наказаний, построенных на единых принципах и подчинённых целям, предусмотренным уголовным законом. Основными критериями построения системы наказаний являются множественность и определённость видов, упорядоченность на основе единых принципов, соответствие видов предусмотренным уголовным законом целям, относительная плавность и равнозначность перехода от одного вида к другому.
6. Система наказаний, закрепленная действующим законодательством, не соответствует потребностям практики правоприменения. Она явно избыточна. Ряд наказаний, предусмотренных УК РФ, является невостребованным и не применяется, поскольку не соответствует реальным возможностям государства, российским правовым традициям и социальной психологии большинства россиян.
В связи с этим ст. 44 УК РФ подлежит пересмотру в сторону сокращения указанных выше видов наказания.
7. Имея в виду исключительно важную предупредительную цель смертной казни, трудно контролируемые масштабы и возрастающие количественно-качественные характеристики преступности в РФ, её социально-необратимые последствия, РФ вынуждена сохранить в уголовном законе и применять на практике этот вид наказания. В связи с этим РФ важно пересмотреть своё отношение к мораторию на смертную казнь и проводить в этом плане самостоятельную уголовную политику.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 16.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 22.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.1.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» (в ред. от 05.06.2007) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3452.
7. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 05.01.2006) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.
8. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
9. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2955.
10. Указ Президента РФ от 30.12.1995 г. № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 2. Ст. 64.
Научная литература и материалы периодической печати
11. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М., Юридическая литература. 1939. – 512 с.
12. Благов Е. О назначении наказания при наличии отягчающих обстоятельств // Уголовное право. 2008. № 3. С. 21.
13. Благов Е.В. Назначение наказания: (Теория и практика). М., Статут. 2007. – 638 с.
14. Бочкарева Ю. Систематизация наказаний в УК РФ // Законность. 2006. № 11. С. 24
15. Бродский С.О. Рецидив преступлений// Российский следователь. 2006. № 11. С. 24.
16. Галиакбаров Р.Р. Система и виды наказаний. Горький., 1986. – 376 с.
17. Данилова С.И., Завидов Б.Д., Липатенков В.Б. Вина и наказание в уголовном праве России. Уголовно-правовой анализ. М., Проспект. 2008. – 638 с
18. Дементьев С.И., Дьяченко Р.А., Трахов А.И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. М., Юрайт. 2008. – 624 с.
19. Дьяконова С.В. О правовой природе условного осуждения // Российский следователь. 2007. № 7. С. 11
20. Дядькин Д.С. Восстановительное правосудие в сфере назначения наказания // Российский следователь. 2006. № 10. С. 27.
21. Дядькин Д.С. К проблеме формализации системы наказаний // Российский следователь. 2008. № 5. С. 2.
22. Дядькин Д.С. О понятии и классификации обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание // Российский судья. 2008. № 6. С. 27.
23. Дядькин Д.С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Российский следователь. 2006. № 7. С. 18
24. Ерасов А. Оценка сравнительной строгости закона при изменении альтернативной санкции// Уголовное право. 2006. № 5. С. 23
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13