Проблемы уголовного законодательства Российской Федерации в вопросах наказания

УИК РФ, в отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР 1970 г., открыто регламентирует порядок исполнения смертной казни и правовое положение лиц, к ней приговоренных (гл. 23, ст. 184-186 УИК РФ). И именно с введением в действие УИК РФ и принятием иных законов, затрагивающих вопросы применения смертной казни, накладывается мораторий на ее исполнение. Странная логика. Рассматриваемое наказание до сих пор не исключено из УК РФ, в который постоянно вносятся изменения и дополнения. Согласно общественному мнению мораторий на смертную казнь должен быть отменен. Государство не решается противопоставить себя общественному мнению.

В июле 2001 г. Президент России высказался категорически против восстановления смертной казни. Вместе с тем, глава государства упомянул о том, что "Россия сталкивается с проявлением терроризма и экстремизма, и многие граждане погибли от рук бандитов. Когда смотришь на страдания близких погибших, отметил Путин, кажется, что "своими руками удушил бы бандитов". Однако подчеркнул он, "это только эмоции". Как человек, получивший базовое юридическое образование, сказал Президент, он понимает, что "ужесточение наказания к искоренению преступности не ведет"[29]. Надо заметить, что перед наказанием никогда и не стояла цель искоренения преступности. Задача социально-экономической политики государства - содействовать снижению уровня преступности и защищать своих граждан.

Государство должно иметь право на применение смертной казни как альтернативы лишению свободы на срок или пожизненно и как средства достижения цели частной превенции.

Важно понимать, что возможность применения наказания в виде смертной казни, ее наличие в качестве альтернативной санкции за особо тяжкие преступления против жизни и назначение определенному лицу - не тождественные понятия.

Практика уже сегодня свидетельствует и о общепредупредительном значении этого наказания. Лица, убивающие заложников, являющиеся профессиональными убийцами, заранее рассуждают о том, что за любые совершенные ими преступления их собственная жизнь - вне опасности. Пожизненное лишение свободы - максимум, к чему их могут приговорить. При пожизненном лишении свободы возможно условно-досрочное освобождение по отбытии двадцатипятилетнего срока наказания. Но 25-летний и 30-летний сроки наказания в виде лишения свободы могут быть назначены лицам по совокупности преступлений или приговоров за совершение ими преступлений, степень общественной опасности которых не выдерживает никакого сравнения с жестокими убийствами, за которые установлена смертная казнь и то, как одно из возможных наказаний.

Еще в конце ХУШ в. французский просветитель, правовед, философ Шарль Луи Монтескье и итальянский просветитель, публицист, юрист по образованию, но без практики Чезаре Беккария писали, что зло (имеется ввиду жестокие мучительные наказания), даже ничтожное, когда оно неизбежно, всегда устрашает нас, а надежда - это дар неба, который часто заменяет нам все на свете, - всегда удаляет от нас мысль о сильнейших наказаниях. Дело в том, что, решаясь совершить преступление, человек думает не только о последствиях своего деяния (наказании), но и о степени вероятности их наступления. Если степень вероятности их наступления не особенно велика, если у каждого есть примеры, когда угроза закона оставалась "мертвой буквой", то наказание, каким бы жестоким оно ни было, не окажет удерживающего действия.[30]

Государству нет необходимости практиковать мучительные карательные меры как средства достижения целей наказания, напротив, оно обязано избегать этого. В трактате Ч. Беккария "О преступлениях и наказаниях" подчеркивается, что цель "наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление", а в том, чтобы воспрепятствовать этому человеку вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует устанавливать только такое наказание, которое, при сохранении соразмерности с преступлением, производило бы "сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника"[31].

На Руси всегда был двоякий подход к преступнику. Сначала, под влиянием всей жестокости содеянного, сам потерпевший, или его родственники, общество требовали воздаяния виновному. А по истечении времени, как у потерпевших, или у их родственников, так и у общества в целом, особенно по отношению к лицам, к которым применено наказание в виде лишения свободы, появлялось чувство сострадания, общество начинало опекать преступников, сочувствовать их положению, следуя библейским заповедям: "Возлюби ближнего, как самого себя", "прощайте и прощены будете".

Определение действенных средств борьбы с преступностью - задача всего общества. "Для правоохранительных органов недосягаемы социальные истоки преступности, коренящиеся в условиях его материальной и духовной жизни, поэтому в лучшем случае они могут лишь сдерживать преступность силой репрессии"[32]. Репрессия (кара) свойственна процессу исполнения любого наказания. Однако рассчитывать на достижение цели частного предупреждения под влиянием мероприятий, связанных с усилением или, наоборот, ослаблением репрессии и приоритетом мер психолого-педагогического воздействия на виновных, не следует.

Становление осужденного на путь исправления зависит главным образом от него самого. Содействуя достижению целей наказания, государство борется за человека, стремясь предоставить ему возможность стать полезным обществу, и в то же время охраняет общество от возможных посягательств на устои его существования.

Средством достижения целей наказания в процессе исполнения мер уголовно-правового характера, не связанных с их изоляцией от общества, является их содержание (кара), минимально ограничивающее права осужденных к ним лиц. Эти ограничения выражаются либо в лишениях имущественного характера (в случае применения штрафа, исправительных работ), либо в установлении различного рода ограничений, запретов (при условном осуждении, отсрочке исполнения наказания, применении принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним).

Содержание кары характеризуется двумя показателями: качественным и количественным. Его качественный показатель определяет комплекс правоограничений, свойственных исполнению конкретного вида наказания (степень изоляции и режимные ограничения при лишении свободы; ограничения имущественного характера при штрафе; ограничения в области трудовых правоотношений при исправительных работах и т.п.). Количественный показатель определяет размер кары, период ее применения (срок лишения свободы, исправительных и обязательных работ, размер штрафа и т.п.).

Кара всегда была присуща любой принудительной мере воздействия. И вряд ли можно согласиться с утверждением некоторых юристов о том, что в современный период специфическим признаком кары стало не репрессивное, а моральное воздействие на осужденного[33]. При всей важности морального осуждения преступника от имени государства не стоит отодвигать на второй план карательную сторону процесса исполнения наказания. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предполагает возможность замены его другим (установленным санкцией соответствующей статьи).

Действующее наказание рассматривает кару не как цель наказания, а "как средство предупредительного воздействия на самого преступника и других неустойчивых лиц"[34]. Именно с реализацией в процессе исполнения наказания его превентивной цели связана возможность досрочного освобождения осужденных и от наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Следует заметить, что во всех странах исполнение наказания может сопровождаться и принудительным лечением от алкоголизма, наркомании и токсикомании, ВИЧ-инфекции, венерического заболевания и лечением от инфекционных и иных заболеваний. В определенном смысле оказание осужденным медицинской помощи в период отбывания наказания можно рассматривать не только как реализацию их права как граждан государства на охрану здоровья, но и как одно из средств достижения целей наказания в рамках карательно-воспитательного процесса. Основной целью сопровождающих исполнение наказания мер медицинского характера является лечение осужденных, что призвано содействовать их социальной адаптации.

Судить о степени реализации целей наказания в процессе его исполнения очень сложно. Представление осужденного к условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким не связано с завершением исполнительного процесса, а рецидив среди лиц условно или безусловно освобожденных от наказания является в большинстве случаев следствием неустроенности освобожденных[35]. Как бы то ни было, но по данным проведенного автором исследования рецидив среди лиц, по различному основанию освобожденным от наказания, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (штрафу, исправительным работам) за период с 1998 г. по октябрь 2005 г. составил около 49%. Совершаются преступления и непосредственно в местах изоляции от общества.

Влияет на рецидив и тот факт, что после отбытия назначенного судом срока наказания, независимо от достижения исправительной цели, лицо освобождается из мест лишения свободы. После уплаты штрафа, отбытия исправительных работ, истечения испытательного срока судить о том, реализованы ли цели наказания, можно только по прошествии значительного промежутка времени. Важно также иметь в виду, что время необходимо и для подготовки нового преступления. Это позволяет сделать вывод о заниженных цифрах рецидива среди лиц, отбывших наказание.[36]

Снижение же уровня преступности в отдельных регионах России и время от времени в целом по стране в период с 2000 по 2006 гг. не является показателем достижения цели общего предупреждения через исполнение наказания. На это влияли факторы социально-экономического характера.

В России на законодательном уровне создана вполне приемлемая система средств достижения целей наказания при осуществлении карательно-воспитательного процесса во время исполнении наказания, а непосредственное достижение исправительной цели наказания зависит, главным образом, от личности осужденного и возможностей государства решить его социальные проблемы после освобождения из мест изоляции.

§3. Система наказаний


Система наказаний - это определенным образом упорядоченный перечень видов наказаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. В системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т.д.

Система наказаний закреплена в ст. 44 УК РФ и включает перечень из 12 видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.

Этот перечень является исчерпывающим, суд не может назначить никакое иное наказание, не входящее в этот перечень.

В системе наказаний конкретные наказания располагаются в определенной последовательности, по мере возрастания - от менее строгого наказания к более строгому, образуя так называемую "лестницу наказаний". Этот термин использовал еще Н.С. Таганцев[37]. В УК РСФСР лестница наказаний строилась наоборот - от более строгого наказания к менее строгому, а смертная казнь не входила в перечень: как исключительной мере наказания ей была посвящена отдельная статья УК РСФСР. В санкциях статей Особенной части УК РФ наказания, как правило, также располагаются в последовательности от менее строгого к более строгому, что, в принципе, должно ориентировать суды в вопросе выбора меры наказания. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", если санкция статьи наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, суд при постановлении приговора должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты