Таблица 1.3. Полномочия комитета кредиторов
Функции |
Представление законных интересов конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществление контроля за действиями арбитражного управляющего, а также иных предоставленных собранием кредиторов полномочий |
Права |
Требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства; обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего; принимать решения о созыве собрания кредиторов; принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей; принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий |
Количественный состав |
3–11 человек (определяется собранием кредиторов) |
В соответствии с Налоговым кодексом (НК РФ) (ч.1 от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ), налоговыми органами являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения. Полномочиями налоговых органов обладают также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы имеют право голоса на первом собрании кредиторов и могут, таким образом, влиять на дальнейшую судьбу должника.
Государственным органом по делам о банкротстве является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), образованная в 1993 г[9].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» от 4 апреля 2000 г. №301, ФСФО является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
Правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций определяются Правительством РФ.
В деле о банкротстве могут участвовать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления:
– соответствующий орган местного самоуправления по делу о банкротстве градообразующих организаций (а также по решению арбитражного суда – федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ);
– Банк России при возбуждении производства по делу о банкротстве кредитной организации по его заявлению;
– федеральный орган исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса, уполномоченный Правительством РФ, при банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (а также орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника);
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью при банкротстве страховых организаций;
– федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегическое предприятия или организация в случае их банкротства.
Кроме того, в арбитражном процессе могут участвовать адвокаты в качестве представителей граждан, в том числе индивидуальных частных предпринимателей, и организаций.
Арбитражный управляющий вправе привлечь к работе экспертов, например для квалифицированного проведения анализа финансового состояния или оценки имущества организации. Они привлекаются к осуществлению своей деятельности на договорной основе с оплатой их услуг из средств имущества должника вне очереди.
Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии с законом о банкротстве, при наличии признаков банкротства.
После принятия заявления о признании должника несостоятельным арбитражный суд решает вопрос о возможности возбуждения производства по делу.
Заявление о рассмотрении признания несостоятельности могут подавать как должник, так и конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы.
Заявление подается в письменной форме, но в зависимости от того, кто является заявителем, закон устанавливает различный порядок оформления заявления.
Заявление должника должно быть подписано руководителем должника – юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу такого заявления, а также представителем должника, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя. Заявитель-гражданин должен подписать заявление и представить перечень сведений об обязательствах, не связанных с предпринимательской деятельностью (это могут быть как обязательства, носящие личный характер, так и не являющиеся таковыми). Заявление кредитора может быть подписано не только руководителем кредитора, но и его представителем.
Должник должен направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле.
При отсутствии какого-либо из документов, представление которого является обязательным, арбитражный суд возвращает заявление о признании несостоятельности.
Заявление может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Тогда заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования. Если объединения не произойдет, то один из кредиторов будет выступать заявителем, а остальные – конкурсными кредиторами.
В случае обращения в суд конкурсного кредитора или уполномоченного органа с заявлением о признании должника несостоятельным копия этого заявления направляется должнику. После принятия заявления арбитражным судом у должника появляется право в течение пяти дней со дня получения определения суда о принятии заявления предоставить отзыв на заявление кредитора. Отзыв должника должен быть направлен в арбитражный суд и заявителю. Однако отсутствие отзыва не препятствует рассмотрению дела.
Уполномоченные органы не являются конкурсными кредиторами, но в случае их обращения в арбитражный суд заявление о признании банкротом налогоплательщика по обязательным платежам должно быть оформлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом о банкротстве для заявления кредитора. Однако налоговый или иной уполномоченный орган обязан до обращения в арбитражный суд принять меры к получению задолженности (безакцептное списание средств со счета должника, обращение взыскания на его имущество и др.). Поэтому к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника
После подачи заявления в арбитражный суд возможны следующие варианты действий суда:
1) если заявление соответствует требованиям АПК РФ и закона о банкротстве, то арбитражный суд принимает такое заявление.
В определении о принятии заявления о признании должника банкротом могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, принятые арбитражным судом на основании ходатайства лица, подавшего заявление о признании должника банкротом. Они направлены на сохранение имущества должника, находящего в процессе производства дела о его несостоятельности, и заключаются в аресте имущества, запрещении должнику совершать определенные действия вообще или без согласия арбитражного управляющего, кредиторов, суд может отстранить руководи теля должника и т. д;
2) арбитражный суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом в том случае, если отсутствуют признаки банкротства либо против должника уже введена одна из процедур банкротства или по другим основаниям;
3) суд может возвратить заявление в том случае, если нарушены форма и содержание заявления либо к нему не приложены необходимые документы.
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда и включает в себя:
– рассмотрение вопроса о привлечении к участию в деле других лиц;
– извещение заинтересованных лиц о производстве по делу о несостоятельности;
– истребование необходимых документов и сведений у лиц, обязанных их предоставить;
– проверку обоснованности возражений должника против требований кредиторов. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения;
об отказе во введении процедуры наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве;
– назначение экспертизы для выяснения финансового состояния должника, если это необходимо;
– решение вопроса об обеспечении иска и другие действия в соответствии с гл. 8 АПК РФ.
От оперативности в конкурсном процессе часто зависят судьба должника, восстановление его платежеспособности и удовлетворение требований кредиторов.
Законом о банкротстве устанавливается семимесячный срок рассмотрения дела о несостоятельности (по закону о банкротстве 1998 г. – трехмесячный срок, который мог быть продлен не более чем на два месяца, на которые суд мог отложить дело).
По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:
1) решение:
– о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
– об отказе в признании должника банкротом.
2) определение:
– о введении финансового оздоровления;
– о введении внешнего управления;
– о прекращении производства по делу о банкротстве;
– об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
– об утверждении мирового соглашения.
Решение арбитражный суд выносит в случае необходимости ликвидации признания должника банкротом либо об открытии конкурсного производства, а также в случае отсутствия оснований для объявления должника несостоятельным (решение об отказе в признании должника банкротом).
Определение выносится арбитражным судом в случае наличия решения собрания кредиторов о проведении внешнего управления или финансового оздоровления, а также в случае восстановления платежеспособности в результате мероприятий внешнего управления либо заключения мирового соглашения кредиторов с должником (определение о прекращении производства по делу о банкротстве).
2. Порядок проведения процедуры наблюдения ОАО «Совтрансавто-Ростов»
2.1 Характеристика предприятия
ОАО «Совтрансавто-Ростов» – специализированное предприятие международных автомобильных перевозок грузов. Организовано приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР в июне 1977 года как автопредприятие международных перевозок. В декабре 1992 года решением собрания коллектива преобразовано в акционерное общество открытого типа. Акционерный капитал – 5 150 тыс. руб. Выпущено 51 503 шт. акций номиналом в 100 руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15