Процессуальное задержание

3. Возбуждение уголовного дела в отношении задержанного. Статус подозреваемого задержанное лицо приобретет только в том случае, если будет принято последнее решение. При принятии иных решений оно должно быть немедленно отпущено.[45]

Здесь нужно заметить, что даже если протокол составляется после возбуждения уголовного дела, то задержанный становится подозреваемым также не с момента составления протокола, а уже с момента возбуждения в отношении него уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Конечно, между первым и вторым процессуальным действием может пройти незначительный период времени, тем не менее, сути дела это не меняет.

Представляется, что гарантиями прав лица, задерживаемого гражданскими лицами могут выступить: а) немедленность доставления задержанного правоохранительным органам (запрет на удержание, превышающее время, необходимое для доставки к следователю, и т.д.); б) запрет на задержание лица, совершившего преступление небольшой и средней тяжести; в) запрет на задержание, если о совершении преступления гражданину стало известно лишь со слов иных лиц, при отсутствии явных признаков (следов) преступления. [46]

2. Задержание лица, в отношении которого у органов уголовного преследования имеется подозрение о совершении им преступления, по которому уже ведется производство.

У должностного лица имеется возбужденное уголовное дело. В ходе осуществления производства по этому делу подозрение падает на определенное лицо (например, ранее молчавший в силу каких-либо причин потерпевший теперь прямо указывает на него). Таким образом, появляются материальные основания для задержания.

Задержание производится в отношении лица, еще не имеющего статуса участника уголовного процесса. Имеется уже возбужденное уголовное дело либо по факту преступления, либо в отношении иного лица. О присутствии данного вида задержания в уголовно-процессуальном праве РФ говорит то положение, что прокурор должен быть уведомлен в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Таким образом, исходя из того, что прокурор не всегда уведомляется в течение 3-х часов (а именно в этот срок нужно по УПК РФ возбудить уголовное дело при задержании первого вида, и без уведомления прокурора здесь обойтись невозможно), следует вывод о существовании в УПК РФ рассматриваемого вида задержания.

Прежде всего, тот факт, что должностное лицо знает о необходимости осуществления задержания, требует наличия, помимо материального, также и процессуального основания: орган уголовного преследования должен вынести соответствующее постановление. В данном случае, по доставлении задержанного к вынесшему постановление о задержании лицу, должен быть составлен протокол в соответствии с УПК РФ, ибо статус подозреваемого задержанный получает именно с момента составления протокола о задержании. Затем должностное лицо в определенном УПК РФ порядке должно принять решение по задержанию в соответствии со ст. 94, ч. 2 ст. 107, ч. 3 ст. 108 УПК РФ.

3. Задержание лица на предварительном расследовании

У должностного лица имеется возбужденное уголовное дело. В ходе осуществления производства по этому делу был выявлен подозреваемый (уголовное дело сразу возбуждалось в отношении него, он ранее уже задерживался, либо к нему была применена мера пресечения) или обвиняемый (ему в порядке, установленном УПК РФ, было предъявлено обвинение). В процессе предварительного расследования у дознавателя, следователя появились материальные основания для его задержания. [47]

Данный вид задержания УПК РФ не регламентирован

В данной ситуации для задержания также необходимо наличие соответствующего постановления должностного лица. Затем, после фактического захвата и доставления задержанного к следователю, прокурору или органу дознания, составляется протокол задержания. Так как статус задержанного лица уже определен, и права, соответствующие этому статусу, объявлены, протокол задержания в данном случае должен содержать лишь общие сведения о задержании (дата, время составления протокола и т.д.). После составления протокола должностное лицо должно принять решение по задержанию: освободить задержанного либо применить к нему меру пресечения в установленном порядке. [48]

Задержание – комплексное действие, представляющее сочетание организационных, управленческих, тактических, психологических актов.

Ошибки в организации задержания нередко влекут за собой тяжкие последствия: преступник может уклониться от следствия и суда, продолжить преступную деятельность; погибнуть в результате оказанного им сопротивления; уничтожить важные улики и т.д. Поэтому особая роль отводится подготовке к задержанию. Подготовительные действия включают в себя: изучение личности задерживаемого; ознакомление с местом задержания; формирование следственно-оперативной группы и инструктаж ее участников; подбор технических средств и подготовку транспорта; решение вопроса об использовании специальных познаний; выбор времени задержания и способов проникновения к месту укрытия подозреваемого; составление плана следственного действия.

Кроме того, при подготовке к задержанию необходимо решить вопросы, связанные с обеспечением безопасности участников задержания, а также окружающих граждан; проанализировать данные, поступившие из оперативных и иных источников; предусмотреть возможности применения средств специальной техники, проверить, имеются ли для этого соответствующие навыки у сотрудников милиции, включенных в состав следственно-оперативной группы.

С целью изучения личности задерживаемого важно дополнительно выяснить данные о его взаимоотношениях с членами семьи и соседями, а также с сослуживцами (если задержание произойдет в служебном помещении), склонности к оказанию сопротивления, наличии судимостей и т.д. Изучение всех собранных сведений о подозреваемом даст возможность правильно построить тактику задержания, нейтрализовать сопротивление, предотвратить попытку к бегству. Сведения о задерживаемом необходимо собирать в условиях строжайшей конспирации чтобы не насторожить ни его самого, ни иных лиц, заинтересованных в противодействии следствию (например, сообщников, родственников).

Знание обстановки, в которой будет проводиться задержание, с учетомособенностей личности подозреваемого, позволит точнее распределить функции между участниками следственного действия, блокировать пути возможного бегства задерживаемого, застать его врасплох, обеспечить безопасность задерживающих лиц и окружающих. Ознакомиться с местом предполагаемого задержания нужно заблаговременно, если это возможно, но так, чтобы не насторожить подозреваемого и связанных с ним лиц. Следственно-оперативная группа для производства задержания формируется в соответствии с поставленной задачей, включая преодоление возможного сопротивления подозреваемого или его сообщников. Число участников зависит от количества задерживаемых, особенностей личности каждого из них, их вооруженности, места задержания, тяжести совершенного преступления. В любом случае желательно, чтобы задерживающих было по крайней мере в два раза больше, чем задерживаемых. Целесообразно выделять одних участников для наблюдения, других для захвата, чтобы пресечь попытки задерживаемых спастись бегством или избавиться от компрометирующих их объектов, а также чтобы предотвратить вмешательство посторонних лиц в производство следственного действия.[49]

Для пресечения возможного сопротивления задержанных группа должна быть вооружена, а также располагать транспортными средствами (для доставки группы к месту задержания, транспортировки задержанных).

Время задержания избирается с таким расчетом, чтобы обеспечить внезапность захвата преступника, по возможности с поличным, преодолеть его сопротивление, предотвратить утрату изобличающих его доказательств.

Задержание должно осуществляться в условиях, максимально невыгодных для преступника и, наоборот, наиболее благоприятных для задерживающих.

Момент фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, его доставление, оформление протокола должны стать составной частью уголовно-процессуального задержания. Данные действия должны иметь процессуальный характер в рамках начала существования института подозрения. В УПК РФ, Федеральном законе “Об оперативно-розыскной деятельности”[50] законодательно следует определить порядок проведения физического задержания, предусмотрев необходимость разъяснения заподозренному лицу, в совершении какого преступления он подозревается, его прав и обязанностей, порядок его доставления в орган дознания или к следователю.

Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то о задержании уведомляется посольство или консульство этого государства. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч.4 ст.96 УПК РФ). В УПК не указано, как оформляется решение о том, чтобы в интересах расследования сохранить факт задержания данного лица. В данном случае, как и в других подобных, следует руководствоваться пунктом 25 статьи 5 УПК, где говорится, в частности, о том, что любое решение лица, производящего расследование по уголовному делу, облекается в форму постановления, которое в данном случае нуждается в прокурорской санкции, так как затрагивается право человека на свободу.[51]

Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, а также по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества, и уведомить об этом подозреваемого (статья 160 УПК РФ).

Порядок и условия содержания задержанных или подозреваемых, заключенных под стражу, определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. в ред. от 9 марта 2001 г. с изм. от 25 октября 2001 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» с последующими изменениями и дополнениями[52]. Задержанные по подозрению в преступлении содержатся под стражей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), которые имеются в органах внутренних дел и в пограничных войсках.

Согласно статье 94 УПК, подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если: не подтвердилось подозрение в совершении преступления; отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; задержание было произведено с нарушением требований УПК; по истечении 48 часов в отношении задержанного не применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

Последнее основание для освобождения задержанного действует при наличии специального условия: если судья не отложил окончательного решения о заключении подозреваемого под стражу (часть вторая статьи 94 УПК). Право на такое отложение на срок до 72 часов предусмотрено пунктом 3 части шестой статьи 108 УПК для предоставления стороной обвинения дополнительных доказательств обоснованности задержания. В подобных случаях общий максимальный срок задержания может составить 120 часов (сорок восемь плюс семьдесят два).

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора (часть третья статьи 94 УПК). Данное правило спорно. Администрация ИВС не является субъектом уголовно-процессуальных правоотношений, и решение вопросов об освобождении задержанного так же не свойственно его компетенции, как и принятие решения о задержании. Все конфликтные вопросы подобного характера должны решаться судебной властью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты