В продолжение формирования законодательной базы, направленной на обеспечение деятельности по организации резервирования продовольствия для государственных нужд 13 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007 г.), который призван установить общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации[9].
Целями организации поставок продукции для федеральных государственных нужд являются:
ü создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации;
ü обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств Российской Федерации
ü реализация федеральных целевых программ.
Также прямое отношение к правовым аспектам продовольственной безопасности России имеет принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. и одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[10]. (в ред. от 30.12.2006 г.). Данный закон не только регулирует полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, но и определяет ответственность за нарушение настоящего закона. В соответствии со статьей 27 данного закона нарушение настоящего Федерального закона, приведшее к случаю возникновения заболевания, отравления или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 28 Закона регламентирует вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение настоящего Федерального закона. Так, согласно п. 1 ст. 28 ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также оказание услуг в сфере общественного питания, за нарушение настоящего Федерального закона несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Что касается ответственности должностных лиц органов государственного надзора и контроля, то за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека, они также несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст.29).
В настоящее время, первоочередной задачей в продовольственной сфере и смежных отраслях экономики является введение в действие уже принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Однако данный закон еще не подписан Президентом России.
Так, согласно ст. 4 данного закона продовольственная независимость Российской Федерации считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в Российской Федерации составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания.
Что касается сферы государственного контроля и надзора в области продовольственной безопасности, то в соответствии со ст. 8 закона государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляется в целях исполнения законодательства Российской Федерации, реализации государственных гарантий в области продовольственной безопасности, выполнения программ и осуществления мероприятий по продовольственной безопасности, в том числе осуществления деятельности в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов. Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляют непосредственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственные службы и инспекции в пределах своей компетенции. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять функции государственного контроля за обеспечением продовольственной безопасности исключительно по поручению Правительства Российской Федерации. Государственный контроль за производством, хранением и реализацией продуктов питания осуществляется во всех организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
На особую значимость этого нормативно-правового акта в системе российского законодательства указывают как развитие законодательства зарубежных стран, так и развитие международного права, рассматривающего продовольственную безопасность в качестве необходимого условия механизма обеспечения основных прав и свобод человека, в том числе права на жизнь. При этом документы ООН подчеркивают, что продовольственная безопасность обеспечивается в первую очередь на национальном уровне, т.е. на уровне отдельных стран - членов ООН. В этой связи следует отметить, что статьи 17 и 18 Конституции Российской Федерации[11], гарантирующие гражданам Российской Федерации права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и гласящие (ст.18), что «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления...».
Таким образом, своевременное принятие федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» позволит не только установить связь между Конституцией Российской Федерации и соответствующими законодательными актами всех уровней, установив цели и задачи исполнительной власти в единой сфере, но и привести законодательство Российской Федерации в более полное соответствие с нормами и практикой международного права.
1.4 Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
К концу XX века Россия оказалась в числе тех государств, которые утратили свою продовольственную независимость. Такая экономическая и политическая ситуация характеризуется, с одной стороны значительным снижением объемов отечественного производства продовольствия, а с другой, резким возрастанием импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных продуктов и разрушением производственного потенциала АПК. В настоящее время в Россию завозится около 40% продуктов питания, в то время как считается, что при импорте 20% продовольствия страна уже теряет продовольственную независимость.
Продовольственная безопасность Российской Федерации может рассматриваться в рамках страны в целом и применительно к отдельным ее регионам. Региональный аспект обуславливается большими размерами страны, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуацией и территориальным размещением населения.
«Под продовольственной безопасностью России и ее регионов понимается такой гарантированный уровень количественного и качественного обеспечения доступного всем продовольствия, при котором достигается максимально возможная в современных условиях средняя продолжительность жизни людей»[12].
Необходимо отметить, что регионы России находятся в различном положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят продовольствие, другие за счет внутреннего производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его). Таким образом, регионы Российской Федерации можно классифицировать на производящие продовольствие и потребляющие продовольствие. К первой категории относятся регионы Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского, Западно-Сибирского регионов. Во вторую группу входят регионы Северного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного экономических районов[13].
В Российской Федерации имеются также регионы, которые испытывают постоянную потребность в продовольственном обеспечении. К ним в первую очередь следует отнести районы и территории Крайнего Севера, Якутии, Бурятии, Камчатской области и др[14].
Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходимо разрабатывать и принимать соответствующие законодательные акты и программы. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:
ü обеспеченность земельными ресурсами,
ü степень деградации сельскохозяйственных земель,
ü степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса,
ü уровень монополизации продовольственного рынка,
ü степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок,
ü уровень безработицы в сельском хозяйстве,
ü уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей,
ü уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.
Программы должны обеспечиваться выделением необходимых финансовых средств на региональном и федеральном уровнях из бюджета, а их реализация может гарантировать продовольственную безопасность регионам России.
Сегодня ученые всего мира единодушно пришли к выводу, что, если страна завозит 25 процентов продуктов, значит, она теряет свою продовольственную независимость. По словам председателя Аграрной партии России Владимира Плотникова «…импорт продовольствия в РФ в 2006 году в денежном эквиваленте составил 550 миллиардов рублей. И только на 600 миллиардов рублей произвели продуктов питания отечественные хозяйства. После того как мы разрушили аграрный сектор сельского хозяйства и отказались от государственного регулирования, очень трудно отыграть ситуацию назад. Сейчас отечественное сельское хозяйство понемногу набирает обороты в производстве, но импорт превышает этот незначительный рост. Так, на каждый дополнительно произведенный килограмм мяса в России мы ввозим пять из-за рубежа»[15].
Сбалансированное по количеству, ассортименту и качеству продовольственное снабжение населения России является важнейшим фактором обеспечения его здоровья, жизни и всеобщего благополучия. Согласно статистическим данным, в среднем на душу населения в России в 2006 г. было произведено 379 кг. Сельскохозяйственного продовольствия, что в два раза меньше, чем было произведено в 1990 г.[16] На сегодняшний день, по уровню питания Россия находится лишь в третьей-четвертой десятке стран мира, тогда как в 70-80–е гг. СССР по данному показателю занимал 7-9 места.
Проблема продовольственного неблагополучия в России сегодня является настолько острой, что представляет серьезную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности россиян. Сегодня, не теряют своей актуальности слова, высказанные В.В. Маслаковым почти 10 лет назад: «Российская Федерация до сих пор пассивно созерцает мировой бум вокруг продовольственной безопасности, не решаясь определить свою государственную стратегию между принятием условий ВТО и вступлением в эту организацию, сохранением импортной интервенции со стороны международных продовольственных пиратов и самообеспечением страны»[17]. В современных условиях, обеспеченность внутреннего рынка России за счет импорта по многим группам продуктов питания значительно колеблется и составляет по мясу 53%, по птице 58%, молочным продуктам - 12%, сахару - 83%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8