Продовольственная безопасность государства

Большинство продовольственных товаров поставляются в Россию по демпинговым ценам. К тому же нередко импортные продукты питания бывают низкого качества, экологически опасными и даже запрещенными в развитых странах. Главной причиной роста импорта продовольствия в России является разрушение экономического потенциала страны, в первую очередь сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Реформы привели к абсолютному и относительному сокращению места и роли сельского хозяйства в экономике.

На положение отечественных сельхозпроизводителей всех форм собственности давит диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами и услугами, реализуемые аграриям. Потери сельского хозяйства от диспаритета цен в последние годы составили 240 млрд. руб., кроме того, через налоги в из сельского хозяйства было изъято свыше 20 млрд. руб. Низкие цены реализации продукции снижают рентабельность аграрного производства.

Для насыщения рынка продовольственными товарами и восстановление продовольственной безопасности необходимо, определить критерии оценки, пересмотреть программы выхода из аграрного кризиса, разработать меры, направленные на ликвидацию сложившихся угроз продовольственной безопасности.

Так, И.Г. Ушачев[18] выделил основные критерии оценки продовольственной безопасности России:

ü    степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

ü    соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ; уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребителей;

ü    степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

ü    размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.

Необходимо разработать стратегию и тактику обеспечения продовольственной безопасности, определить цели и основные направления её осуществления. В первую очередь, необходимо восстановить уровень потребления продовольствия по основным продуктам и общей калорийности питания. Нужно определить среднесрочные и долгосрочные цели обеспечения продовольственной безопасности.

Среднесрочная цель - обеспечение продовольственной независимости по всем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в России.

Долгосрочная цель - выход страны с учетом обострения продовольственной проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата в большинстве регионов страны на мировой рынок продовольствия.

Реализовать эти цели можно через следующую систему мер:

ü    через оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

ü    через регулирование объема импорта по основным стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);

ü    путем последовательного сокращения импорта этих продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России;

ü    через активное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие для оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;

ü    проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, проблему продовольственной безопасности необходимо решать только путем сочетания рыночного саморегулирования с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и государственной поддержкой аграрного сектора экономики.

К тому же, например, по мнению Н.С. Оглуздина[19], продовольственная безопасность государства будет достигнута полностью, если:

ü    население страны обеспечено экологически чистыми, полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно-обоснованным нормам с учетом пола, возраста, условий труда, природно-климатических условий и национальных традиций;

ü    цены на эти продукты питания доступны всем гражданам, многодетным семьям, пенсионерам независимо от национальной принадлежности и профессии;

ü    созданы стратегические запасы продовольствия на случай стихийных бедствий, войны или других чрезвычайных обстоятельств. Этот запас позволит избежать голода в стране при введении нормированного распределения продуктов в течение не менее пяти лет.

ü    агропромышленный комплекс (АПК), рыбное и лесное хозяйство развиваются устойчиво и имеют резервы, позволяющие наращивать производство продовольствия для увеличения запасов и на случай оказания продовольственной помощи другим странам, которые постигли стихийные бедствия или войны;

ü    наука находится на уровне высших мировых достижений и обеспечивает все сферы жизнедеятельности новейшими образцами техники, технологиями, поддерживает и улучшает генофонд животноводства и растениеводства и дает достоверные прогнозы развития общества на перспективу.

ü    природоохранная и природовосстановительная политика и практика обеспечивают сохранение и улучшение среды обитания.

Продовольственная безопасность будет достигнута частично, если выполняются следующие условия:

ü    население страны обеспечено продуктами питания отечественного производства не менее чем на 85% и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к принятому международной продовольственной организацией (ФАО);

ü    цены на эти продукты доступны основной массе трудового населения страны;

ü    стратегические запасы продовольствия ограничены и не обеспечивают устойчивое снабжение населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;

ü    производственные мощности позволяют наращивать выпуск продовольствия;

ü    научно-техническая база хотя и отстает от уровня высших мировых достижений, но развивается.

Продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:

ü    население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства на 60-80%;

ü    цены на эти продукты основной массе трудового населения не доступны;

ü    стратегические запасы продовольствия истощены или отсутствуют;

ü    производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.

Подводя итог, можно сказать, что продовольственная безопасность - это прежде всего обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно-критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.


Глава II. Специфика национального проекта поддержки аграрной сферы

2.1 Анализ состояния нормативно-правовой базы аграрной сферы Свердловской области в контексте продовольственной безопасности региона

 На сегодняшний день в Свердловской области действуют три основополагающих законодательных актах, регулирующих аграрный сектор региона и в частности вопросы продовольственной безопасности. Так, Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 7 «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области»[20] в ст. 2 определяет следующие меры государственной поддержки, которые могут предоставляться юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области:

ü    предоставление государственных гарантий Свердловской области;

ü    предоставление из областного бюджета субсидий;

ü    предоставление из областного бюджета бюджетных кредитов;

ü    передача государственного казенного имущества Свердловской области в безвозмездное пользование.

Что касается второго регионального закона в сфере АПК, то с 1 января 2007 года вступил в силу Областной Закон от 4 июля 2006 г. № 53-ОЗ «Об областной государственной целевой программе «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007-2009 годы»[21] (в ред. от 04.02.2008). Областная государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007 - 2009 годы направлена на создание на территории Свердловской области условий для эффективного производства сельскохозяйственной продукции и повышения его доходности. Как результат реализации данной программы планируется:

·                   увеличение объема производства молока, мяса свиней, мяса птицы и куриных яиц;

·                   создание условий для получения доходов от продажи молока, производимого в личных подсобных хозяйствах;

·                   увеличение производительности труда не менее чем на 15 процентов в агропромышленном секторе;

·                   создание не менее 100 новых рабочих мест в агропромышленном секторе.

Все мероприятия, направленные на достижение поставленной цели в настоящей Программе, будут осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по выполнению областной государственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007 - 2009 годы.

Не менее важным законодательным актом, направленным на поддержание продовольственной безопасности в Свердловской области является Областной Закон от 21 декабря 2007 г. № 159-ОЗ, который утвердил «Программу социально-экономического развития Свердловской области на 2008-2010 годы»[22]. Так в параграфе 6 указанного Закона определено, что основной задачей развития агропромышленного комплекса является ускорение темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также решение социальных проблем сельских территорий и сокращение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.

В числе мероприятий, направленных на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе, которые предусмотрены государственными целевыми программами Свердловской области Закон называет:

Во-первых: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение их затрат на производство животноводческой продукции, на осуществление мероприятий, направленных на развитие растениеводства и повышение плодородия почв, на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования сельскохозяйственного назначения, на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов сельскохозяйственного назначения, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты