Прокурорский надзор за защитой прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе

Развитие прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве получило дальнейшее воплощение в нормах Гражданского процессуального кодекса, принятого в 1923 году. Этот кодекс, распространенный постановлением ЦИК БССР от 26 июля 1923 года на территории Беларуси, предусматривал возможность участия прокурора во всех стадиях гражданского процесса.

Кроме того, еще 30 марта 1923 года постановлением 2-й сессии ЦИК Советов БССР 6-го созыва было утверждено положение о судоустройстве Белорусской ССР, которое отнесло к обязанностям прокуратуры в области непосредственного отправления правосудия выполнение функций, возлагаемых на нее Гражданским процессуальным кодексом, в том числе опротестование решений и определений по гражданским делам во всех случаях, когда этого требует охрана интересов государства и трудящихся.

Утвержденные ЦИК СССР 29 октября 1924 года Основы судоустройства СССР и союзных республик предоставили право прокурорам союзных и автономных республик опротестовывать в кассационном и надзорном порядке решения и определения, вынесенные судами.

Представляет интерес история развития права прокурора на опротестование в порядке надзора судебных актов по гражданским делам. Документы подтверждают, что такое право у прокурора возникло в первые дни создания советской прокуратуры.

Днем образования прокуратуры считается 28 мая 1922 года, когда 3-я сессия ВЦИК 9-го созыва утвердила Положение о прокурорском надзоре. 26 июня 1922 года и ЦИК БССР утвердил аналогичное положение. В этих положениях отражена возможность прокурора осуществлять надзор за законностью действий судов во всех стадиях гражданского судопроизводства. В подпункте «ж» пункта 13 названного положения предусматривалось право прокурора «...опротестовывать в порядке высшего судебного контроля вошедшие в законную силу приговоры судов первой инстанции и кассационные решения Советов Народных Судей». Советы Народных Судей выступали тогда в роли кассационных инстанций по гражданским делам.

Уже в изданной 29 июля 1922 года Временной инструкции губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора, подписанной наркомом юстиции и прокурором республики Д.И. Курским, прокурорам губерний предоставлялось право опротестовывать судебные постановления по гражданским делам в кассационном и надзорном порядке [11, с.54].

7 июля 1923 года ВЦИК было издано постановление, которое дополнило Положение о судоустройстве специальной главой «О государственной прокуратуре». Этим документом на прокуратуру было возложено участие в судебных заседаниях по любым делам, истребование производства по ним в порядке надзора и опротестование вынесенных по этим делам судебных решений и кассационных определений.

С организацией Верховного Суда функция судебного надзора перешла к нему. Централизованный порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных актов был сохранен и в первоначальной редакции статьи 254 ГПК РСФСР 1923 года, согласно которой право принесения протеста в порядке надзора имел только Прокурор республики [24, с.364].

В то же время в Положении о судоустройстве, введенном в действие ВЦИК с 1 января 1923 года, право надзорного опротестования было предоставлено и другим лицам. Пленарные заседания Верховного Суда имели право рассматривать, отменять и изменять решения судебных и кассационных коллегий Верховного Суда и любого иного суда республики по предложению Президиума ВЦИК, Прокурора республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях этих коллегий или их прокуроров, т.е. помощников прокуроров Верховного Суда. Аналогичное положение было закреплено в Положении о судоустройстве БССР от 30 марта 1923 года. В Белорусской ССР право судебного надзора имел, кроме Верховного Суда БССР и Высший Суд республики.

Дело в том, что в истории советской прокуратуры 1923-1933 годы представляют собой своеобразный период. В эти годы наряду с государственной прокуратурой, централизованной в масштабе каждой из входящих в СССР союзных республик и подчиненной высшим органам их власти, была организована и действовала Прокуратура Верховного Суда СССР. Она входила в систему центральных органов Союза ССР и непосредственно подчинялась ЦИК СССР и его Президиуму.

Полномочным решающим органом конституционного надзора являлся Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР. При ЦИК СССР были учреждены Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР. Учреждение этих органов предопределялось необходимостью дополнения действовавших до образования Союза ССР судебной системы и системы органов прокуратуры судебной и прокурорской инстанциями, имеющими общесоюзное значение и обеспечивающими точное и неуклонное проведение в жизнь на всей территории СССР общесоюзного законодательства. В этих целях Прокурору Верховного Суда СССР и Верховному Суду СССР были предоставлены права надзора за соответствием решений, определений и постановлений судов союзных республик (в том числе постановлений пленумов верховных судов союзных республик) общесоюзному законодательству и опротестования их.

Более подробно функции и права Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верховного Суда СССР были определены в Положении о Верховном Суде СССР, утвержденном ЦИК СССР 23 ноября 1923 года, которое в дальнейшем было переработано и заменено Положением о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 июня 1929 года.

Согласно этому положению Прокурору Верховного Суда СССР было предоставлено право:

• надзора за соответствием общесоюзному законодательству постановлений пленумов верховных судов союзных республик с внесением в Пленум Верховного Суда СССР представлений об опротестовании этих постановлений в Президиум ЦИК СССР в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик;

• надзора за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в судебной практике с внесением в Пленум Верховного Суда СССР представлений о даче руководящих разъяснений верховным судам союзных республик;

• надзора за правильностью применения действующего законодательства в решениях и определениях коллегий и специальных присутствий Верховного Суда СССР с правом опротестования этих приговоров, решений и определений в Пленум Верховного Суда СССР. В соответствии с этими функциями Прокурор Верховного Суда СССР имел право:

• требовать через прокуроров союзных республик копии постановлений, решений и определений по отдельным делам, находящимся в производстве судебных учреждений союзных республик, а в случае необходимости — и подлинные производства по делам, судебные акты по которым вступили в законную силу;

• предлагать прокурорам союзных республик опротестовывать в порядке надзора решения судов союзных республик, вступившие в законную силу, в случае обнаружения нарушений общесоюзного законодательства или интересов других союзных республик;

• приостанавливать через прокуроров союзных республик исполнение судебных актов в случае опротестования их.

Таким образом, дополняя систему органов прокуратуры союзных республик, но не объединяя и не подчиняя себе эти органы, Прокуратура Верховного Суда СССР являлась органом конституционного надзора и общесоюзным органом судебно-прокурорского надзора.

Однако Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР имели весьма ограниченные полномочия в деле руководства работой судебно-прокурорских органов союзных республик. Фактически в этот период существовали две параллельные судебно-прокурорские системы: с одной стороны, союзные органы в лице Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верховного Суда СССР, а с другой — верховные суды и прокуратуры союзных республик. Деятельность прокуроров союзных республик, организационно и функционально не подчиненных единому общесоюзному прокурорскому центру, не обеспечивала в полной мере проведение и укрепление на всей территории СССР единой законности. Отсутствие единого для всей федерации судебного центра приводило к нарушению координации в борьбе с преступностью и в укреплении законности при рассмотрении судами гражданских дел. Одинаковые гражданско-правовые споры разрешались совершенно противоположно в разных республиках. В связи с отсутствием полноправного судебно-прокурорского центра в масштабах СССР на практике это привело к тому, что вопросами контроля и проверки решений судов и действий прокуратур занимались многие центральные органы [18, с.464].

Далее в 1933 году была проведена реорганизация прокурорско-судебной системы Союза ССР и союзных республик. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура СССР. На Прокуратуру СССР возлагалось, в частности, «наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования решения судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения.

Специальным постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1934 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, в котором были уточнены права Прокурора СССР при осуществлении надзора в судопроизводстве.

В соответствии с этими законодательными актами система органов прокуратуры приобрела строго централизованный характер. С усилением централизации были значительно расширены права Прокурора СССР.

Прокуроры союзных республик некоторое время еще находились в двойном подчинении: Прокурору СССР и народному комиссару юстиции республики. С принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР» прокуратуры союзных республик были выведены из состава этого ведомства.

Как видим, для различных периодов существования органов прокуратуры характерны свои особенности при осуществлении прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве.

Так, на первом этапе (1922-1924 гг.) для прокурора, во-первых, было присуще наличие большого круга обязанностей, которые не всегда подкреплялись соответствующими правами. Опротестование судебных актов также рассматривалось как обязанность.

Во-вторых, эту обязанность прокурор должен был выполнять в порядке «высшего судебного контроля», т.е. прокурорский надзор рассматривался как составная часть судебной деятельности по контролю за работой нижестоящих судов.

В-третьих, следует отметить, что в этот период прокурорскому праву на принесение протестов по гражданским делам не придавалось современного значения. Обязанность прокурора опротестования «вошедших в законную силу... решений и кассационных определений по гражданским делам» рассматривалась как составная часть борьбы с преступностью и должна была реализовываться только по делам, «имеющим публичный интерес. Надо полагать, из этих соображений на данном этапе появилось и не присущее для прокурора право приостанавливать исполнение судебного акта, которое сохранилось до настоящего времени.

Своеобразен и период существования государственной прокуратуры союзных республик и Прокуратуры Верховного Суда СССР (1924-1933 гг.). Здесь наблюдается расширение полномочий прокуроров союзных республик в части надзорного опротестования (право истребовать гражданские дела в любой стадии процесса, приостанавливать исполнение судебных постановлений, давать указания нижестоящим прокурорам по этим делам, право обжалования этих указаний) и в то же время — опосредованные полномочия у Прокурора Верховного Суда СССР (право требования через прокуроров союзных республик копий судебных постановлений по гражданским делам, их опротестование в случае несоответствия союзному законодательству и т.д.). Для этого периода характерны децентрализация и определенная неупорядоченность отношений между прокуратурами, с одной стороны, и между прокуратурой и судом — с другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты