Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь с изменениями и дополнениями от 10 июля 1998 года также предусматривал, что надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам и соблюдением законодательства при их исполнении осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами (ст. 13).
Новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь называет прокурорский надзор в качестве одного из принципов гражданского судопроизводства (3, ст. 23). В соответствии с этим надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам, а также за соблюдением законодательства при их исполнении осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами. Прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.
Итак, подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. С целью обеспечения реализации полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве в настоящее время идет процесс усовершенствования законодательства.
2. В настоящее время основными правовыми актами, регулирующими организацию надзора прокурора за гражданским судопроизводством являются: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, ГПК, приказы, указания Генерального прокурора.
3. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, руководствуясь только законодательными актами и подчиняясь указаниям Генерального прокурора Республики Беларусь.
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Полномочия прокурора по надзору за рассмотрением гражданских дел по существу
Порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, его права и обязанности в гражданском судопроизводстве имеют свои особенности. Кроме того, не все вопросы участия прокурора достаточно полно регламентированы в действующих законодательных и иных правовых актах.
ГПК Республики Беларусь предусматривает, что участие прокурора в судебном разбирательстве обязательно:
• в случае направления им в суд заявления в защиту чьих-либо интересов,
• а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом (3, ст.83). Указанная норма устранила недостаток, имевшийся в прежнем ГПК Республики Беларусь (3, ст.105). В ней указывалось, что участие прокурора обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда такое участие признает необходимым суд. Не вносил ясности в этот вопрос и Закон о прокуратуре. Статья 28 названного закона обязывает прокурора участвовать в рассмотрении судом первой инстанции гражданских дел в тех случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Таким образом, оба закона отсылали к третьему (неопределенному) закону и одновременно содержали возможность признания обязательным участие прокурора в гражданском процессе судом или самим прокурором.
Однако критерии, по которым суд может признать обязательным участие прокурора в деле, законы не определяли ранее, не определены они и сейчас.
Приказ Генерального прокурора № 3 от 31 марта 1995 года «О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам» несколько конкретизирует ситуацию. Прокуроры должны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел в следующих случаях:
1) когда такое участие предусмотрено законом;
2) когда такое участие признано необходимым судом;
3) по делам, возбужденным по инициативе прокурора;
4) о восстановления на работе;
5) о выселении без предоставления жилого помещения;
6) об освобождении имущества от ареста;
7) о жалобах на неправомерные действия органов государственного управления или должностных лиц, ущемляющие права граждан.
По делам иных категорий прокурорам предоставлено право решать вопрос об участии в делах исходя из их актуальности, сложности, общественного и социального значения.
Следует, однако, заметить, что ни ГПК Республики Беларусь , ни Закон о прокуратуре, ни приказ Генерального прокурора не определяют механизм вступления прокурора в процесс, когда он сам посчитает необходимым обязательно участвовать в деле. Если воспринять возможность прокурора по своей инициативе участвовать в деле как реальную, то такой механизм нужен. Тем более, что статья 81 ГПК Республики Беларусь предоставляет прокурору право вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.
Прокурор рассматривается в ГПК Республики Беларусь как юридически заинтересованное в исходе дела лицо, участвующее в деле, и обладает широким кругом процессуальных прав. Он имеет право:
• подавать заявления;
• знакомиться с материалами дела и делать выписки из них;
• снимать копии с представленных документов и требовать их удостоверения;
• заявлять отводы;
• представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
• задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу;
• заявлять ходатайства;
• давать устные и письменные объяснения суду;
• представлять свои доводы и соображения;
• возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц;
• опротестовывать судебные постановления;
а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК Республики Беларусь (3, ст.ст. 54 и 56).
Кроме того, прокурор, участвующий в деле, высказывает мнение по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом (вместо заключения в прежнем ГПК Республики Беларусь).
В то же время прокурор обязан добросовестно пользоваться принадлежащими ему процессуальными правами.
Отказ прокурора от своего заявления не лишает лицо, в защитy прав и охраняемых законом интересов которого он обратился в суд, права требовать рассмотрения дела по существу. Если же истец отказывается от иска, заявленного прокурором, то суд вправе прекратить производство по делу.
Хозяйственный процессуальный кодекс несколько иначе решает вопросы участия прокурора в хозяйственном судопроизводстве при рассмотрении дела судом первой инстанции. В нем указывается (4, ст.47), что прокурор, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется процессуальными правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. К сожалению, ХПК Республики Беларусь не содержит отдельной нормы о процессуальных правах истца. Поэтому с помощью анализа норм о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, к которым относится и истец, можно прийти к выводу о том, что полномочия прокурора в хозяйственном судопроизводстве такие же, как и в гражданском (4, ст.39).
Подводя итог сказанному, следует отметить:
1. Прокуроры обязательно принимают участие в судебном заседании в гражданских делах в следующих случаях: когда такое участие предусмотрено законом; когда такое участие признано необходимым судом; по делам, возбужденным по инициативе прокурора; о восстановлении на работе; о выселении без предоставления жилого помещения; об освобождении имущества от ареста; о жалобах на неправомерные действия органов государственного управления или должностных лиц, ущемляющие права граждан.
2. Прокурор при рассмотрении гражданских дел имеет право: подавать заявления; знакомиться с материалами дела и делать выписки из них; снимать копии с представленных документов и требовать их удостоверения; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу; заявлять ходатайства; давать устные и письменные объяснения суду; представлять свои доводы и соображения; возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц; опротестовывать судебные постановления.
2.2 Прокурорский надзор в кассационном производстве
Кассационная практика общих судов Республики Беларусь показывает, что судебные ошибки при рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции имеют широкое распространение.
Только за период с 1993 г. по 1997 г. кассационными инстанциями отменено 6535 решений по гражданским делам (2,4% от числа рассмотренных). При этом количество отмененных решений за указанный период возросло с 1299 в 1993 г. до 1384 - в 1997 г., то есть на 6,5% (Архив Министерства Юстиции Республики Беларусь за 1993 - 1997 гг.). А в сравнении с 1980 г., когда в кассационном порядке было отменено 825 решений (Архив Министерства Юстиции Республики Беларусь за 1980 г.), количество отмененных решений в 1997 г. возросло на 67,7%.
В условиях дальнейшей демократизации общества, когда решающее значение приобретает человеческий фактор, проблемы законности социального комфорта личности приобретают новое политическое измерение. В настоящее время актуально утверждение Смоленцева Е.И. "Сейчас особенно важно сосредоточить внимание на ошибках, и на их преодолении. Ведь судебные ошибки буквально в каждом случае затрагивают человеческую судьбу, они способны заслонить в сознании как самих пострадавших от них людей, так и в общественном мнении все то положительное, что делается судами. В результате снижается авторитет правосудия и лиц, участвующих в его осуществлении, порождаются сомнения в способности суда надежно защищать интересы человека" [23, с.5].
При таких обстоятельствах возникает объективная необходимость в изменении системного подхода к улучшению качества правосудия по гражданским делам. Отрицать значение прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных решений по гражданским делам на данном этапе нет никаких оснований. Проанализировать правоохранительную роль прокурора можно по следующим данным (Архивы Министерства Юстиции Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь за 1993 - 1997 гг.):
Годы |
Количество отмененных судебных решений и определений в кассационном порядке |
В том числе по кассационным и частным протестам прокуроров |
Удельный вес протестов прокуроров (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1993 |
1299 |
472 |
36,3 |
1994 |
1254 |
511 |
40,7 |
1995 |
1258 |
457 |
36,3 |
1996 |
1340 |
621 |
46,3 |
1997 |
1384 |
537 |
38,8 |
А так в среднем за последние десять лет в кассационном порядке ежегодно отменялось по 1260 решений, из них по кассационным протестам прокуроров - в среднем по 430 решений, или 34,1% (Архивы Министерства Юстиции Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь за 1988 - 1997 гг.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20