Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством ПМР должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.
Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.
При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях и иной информации оперативный дежурный регистрирует их в Книге учета сообщений о преступлениях (КУЗП) или в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ) и принимает меры реагирования в установленном действующим законодательством и нормативными правовыми актами МВД ПМР.
Иная информация о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ).
Письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях и явке с повинной, рапорта сотрудников милиции об обнаружении ими признаков преступления регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях (КУЗП) в дежурной части органа внутренних дел. Также в КУЗП регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Если разрешение поступивших сообщений о преступлениях и иной информации не относится к компетенции данного органа внутренних дел или правонарушение совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством ПМР передаются по подследственности или в суд (по делам частного обвинения). Заявитель письменно уведомляется о передаче и получении его сообщения о преступлении по подследственности или в суд.
При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления) в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации, в оттиск которого вносится регистрационный номер записи в КУЗП, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, подпись, инициалы и фамилия сотрудника милиции. При личном обращении заявителя одновременно с регистрацией в КУЗП заявления оперативный дежурный оформляет уведомление и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
По результатам рассмотрения заявлений (сообщений) дознавателем или следователем органов внутренних дел принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).
О принятом решении сообщается заявителю и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республике.
Контроль за соблюдением законности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации возлагается на руководителей подразделений органов внутренних дел, сотрудниками которых принято решение по материалам.
Список номеров телефонов доверия, по которым граждане могут сообщить о нарушении их законных требований, в том числе при приеме и разрешении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях:
3. Реагирование суточного наряда Д.Ч. на сообщения о преступлениях и происшествиях
Безотлагательное реагирование на поступающие заявления, сообщения о преступлениях, правонарушениях и происшествиях. Решение данной задачи связано с определением оптимального количества следственно-оперативных групп, групп немедленного реагирования, сотрудников, специально выделенных для разбирательства с доставленными, количества патрульно-постовых нарядов. В свою очередь, определение групп и нарядов должно исходить из изучения и исследования информационных потоков об общественно опасных деяниях с учетом времени года, суток, дней недели, месяцев года, чтобы ОВД адекватно реагировал на складывающуюся оперативную обстановку. Общее количество вызовов и сообщений за год (в зависимости от вида реагирования и времени обслуживания) на основе экспертного опроса сотрудников дежурных частей условно разбивается на три группы с учетом степени опасности преступления, правонарушения и количества специалистов, необходимых для выезда на место происшествия и разбирательства. С учетом числа сообщений в целом и количества часов работы дежурной части в году с помощью математических методов рассчитывается интенсивность потоков сообщений и вызовов, поступающих в дежурную часть по каждой группе, и на основе экспертного опроса выявляются усредненные значения времени обслуживания по группам. Принимая во внимание важность вызовов и сообщений по каждой группе, определяются различные значения допустимой степени готовности. С применением методов теории массового обслуживания для каждой группы заявлений и сообщений о преступлениях уточняется количество условных СОГ и потребность в специалистах различной категории, в том числе и в целом по городу.
Деятельность дежурных частей ГРОВД по охране общественного порядка, обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, с одной стороны, представляет собой выполнение комплекса управленческих функций - организацию обеспечения общественного порядка и безопасности, а с другой, - осуществление непосредственной охраны порядка и безопасности от преступных и иных противоправных посягательств - тактику охраны общественного порядка и безопасности.
Регистрация и оперативное реагирование на заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях. Выполняя эти функции, оперативный дежурный обязан круглосуточно принимать, оформлять и регистрировать согласно установленным правилам все поступающие в дежурную часть заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях, пожарах, крупных производственных (технологических) авариях и т.п. О зарегистрированных заявлениях и сообщениях о преступлениях и происшествиях он немедленно докладывает начальнику органа и в дальнейшем действует согласно полученным указаниям, требованиям, Наставлениям по организации работы дежурных частей и другим нормативным актам МВД ПМР. Так, при поступлении заявления о готовящемся или совершенном преступлении, а также дорожно-транспортном происшествии дежурный по указанию начальника органа или самостоятельно (во время отсутствия руководителей органа) обязан принять все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступления, и организовать производство неотложных действий "по установлению и закреплению следов преступлений, обнаружению лиц, их совершивших. В этих целях он должен незамедлительно направить к месту происшествия сотрудников групп немедленного реагирования, криминальной милиции, участкового инспектора милиции, обслуживающего данную территорию, наряды патрульно-постовой службы и дорожно-патрульной службы ГАИ, а в необходимый случаях и следственно-оперативную группу для принятия соответствующих мер; произвести маневр служебными нарядами с целью блокирования путей возможного отхода преступников, сообщить о преступлении и приметах преступников всему личному составу, находящемуся на службе, направить для задержания преступников поисковые группы, проинформировать вышестоящие органы, подразделения органов внутренних дел на транспорте и т.д. При невозможности направить следственно-оперативную группу или служебные наряды на место происшествия оперативный дежурный лично выезжает туда и принимает меры по оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей, выявлению и задержанию преступников, сохранению следов, орудий преступления и других вещественных доказательств. О результатах проведения неотложных действий он обязан доложить начальнику органа, в дежурную часть вышестоящего органа, а при необходимости проинформировать прокурора.
При получении информации о массовых беспорядках (групповом хулиганстве, групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок), вооруженных нападениях на объект, захвате объекта (заложника), оказании вооруженного сопротивления работникам правоохранительных органов дежурный обязан немедленно доложить начальнику горрайоргана (лицу, его замещающему), в дежурную часть вышестоящего органа. По их указанию, а в случае отсутствия руководителей органа самостоятельно вводит в действие соответствующий оперативный план. В последующем он должен контролировать выполнение предусмотренных планом мероприятий, постоянно следить за изменениями оперативной обстановки и информировать об этом исполнителей, руководителей горрайоргана, также вышестоящую дежурную часть и прокурора. При поступлении сообщений в дежурную часть о вооруженном нападении на банковские учреждения, побеге осужденных (подследственных, проходящих лечение) из ЛТП, СИЗО, дезертирстве военнослужащего, побеге задержанных и заключенных под стражу лиц от конвоя, из ИВС и других помещений горрайоргана, а также при получении сигнала "Тревога" с объекта, оборудованного сигнализацией, выведенной на дежурную часть, информации о катастрофе, взрыве, аварии, крупном пожаре и стихийном бедствии оперативный дежурный действует в порядке, определенном Наставлением по организации работы дежурных частей органа внутренних дел и других нормативных актов. В процессе реагирования на сообщения (заявления) о преступлениях оперативный дежурный должен поддерживать тесную связь с администрацией медицинских учреждений, учебных заведений, транспортных организаций, зрелищных предприятий, спортивных сооружений, предприятий общественного питания, руководителями других служб и подразделений горрайоргана, администрацией ЛТП, СИЗО, командирами воинских частей, расположенных на обслуживаемой территории, и другими государственными учреждениями.
Разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурную часть. При доставлении нарушителя в дежурную часть оперативный дежурный прежде всего должен выяснить основания, повод и законность его доставления, наличие данных о потерпевших и свидетелях, которые могут подтвердить совершение им правонарушения, установить личность доставленного, его физическое состояние (опьянение, болезнь, наличие травм и т.п.) и при необходимости проверить по учетам. Устанавливая личность доставленного, он обязан удостовериться в подлинности предъявленных документов и их принадлежности предъявителю, проверить, нет ли в них подчисток и исправлений, соответствует ли фотокарточка на документе личности доставленного, не истек ли срок годности документов. Затем он должен получить от работника органа внутренних дел, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при доставлении гражданами — заявление с изложением обстоятельств правонарушения, оснований и мотивов доставления, организовать получение объяснений от свидетелей и зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в горрайорган.
В дальнейшем действия оперативного дежурного зависят от оснований доставления лица: или по подозрению в совершении преступления, или за совершение административного правонарушения. Так, например, если в дежурную часть доставлено лицо по подозрению в совершении преступления, то оперативный дежурный, кроме того, оформляет на него протокол задержания и личного обыска, протокол изъятия вещей и документов, водворяет подозреваемого в комнату для задержанных или ИВС, затем должен принять меры по обеспечению наблюдения за его поведением с тем, чтобы такое лицо не могло совершить побег, самоубийство или членовредительство, нападение на лиц суточного наряда и других опасных действий. Собранный материал о факте доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, дежурный докладывает начальнику органа, а в дальнейшем действует согласно полученных указаний и требований Наставления.