Итак, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [2, с. 35].
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Таким образом, говоря о социальной политике государства, подразумевается прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны.
Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.
Основными принципами проведения государственной социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг [24, с. 121].
1.2 Реализация социальной политики в Российской федерации в
интересах детей.
Сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.
Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики [10, с. 48].
В настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более, чем 38 миллионам детей России.
Становление рыночных отношений, экономический кризис, возрастающая дифференциация доходов в обществе и весь спектр изменений реальной жизни привели к существенному изменению положения детей. Процесс их адаптации к новым условиям протекает с еще большими трудностями, чем у взрослого населения. Социализация детей сегодня происходит в условиях смены системы ценностей, ориентации и предпочтений. Это ставит перед обществом новые, и совершенно особые, задачи «встраивания» детей в рыночные структуры [17, с. 23].
Необходимость защиты детей обусловлена и тем, что их появление в семье приводит к значительному росту материальных потребностей и снижению доходов. Семья не всегда в состоянии самостоятельно решить все проблемы воспитания детей. Оптимальная модель организации материальных условии обеспечения подрастающего поколения включает два элемента: во-первых, уровень оплаты труда работника (даже минимальный) должен включать компоненту воспроизводства не только самого работника, но и его потомства: во-вторых, в условиях существенного отклонения структуры семьи (многодетность или неполные семьи) государство должно осуществлять защиту детей от «анормальных» условий - жизни, обеспечивая им необходимые условия жизни и социализации. Государство не может, не должно не учитывать реальные возможности отдельных семей по обеспечению нормальных условий развития детей. Речь идет о сохранении нации и ее будущем [19, с. 23].
В этих условиях перспективы развития детей будут зависеть от того, насколько успешно будет проводиться работа по их защите и поддержке.
Целями государственной политики в интересах детей являются:
· осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
· формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
· содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:
· законодательное обеспечение прав ребенка;
· государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
· установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
· ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
· государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [24, с. 78].
Государством проводится большая работа в данной области. С сентября 1993 г. действует и реализуется федеральная программа «Дети России», включающая к настоящему времени 13 подпрограмм, таких как «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие индустрии детского питания», «Дети Севера» и др. С 1994 г. в РФ реализуется федеральная целевая программа «Вакцинопрофилактика», действие которой постановлением Правительства РФ продлено на период до 2005 года. За счет средств программы осуществлялось финансирование производства вакцины, централизованное обеспечение ею всех территорий России для иммунизации детского населения, транспортировка и хранение препаратов для вакцинопрофилактики; начата реконструкция предприятий по производству иммунобиологических препаратов.
В сентябре 1995 г. вступили в действие «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерация до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», определяющие приоритетные направления в области развития, охраны детей, укрепление правовой защиты: детей, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей: питание детей: обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. В законодательной деятельности Российской Федерации значительное место отводится решению проблем социально-правовой защиты детства в условиях социально-экономических преобразований в стране в период перехода к рыночной экономике. За это время было принято более 30 нормативных актов: федеральных законов, Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов детей и посвященных регулированию вопросов, касающихся личных и имущественных прав детей в семье, реализации гарантий прав детей в семье, реализации гарантий прав детей, находящихся в особо трудных условиях, на охрану здоровья детей, осуществления мер по их социальному обеспечению и образованию, по трудовым правам несовершеннолетних [4, с. 23].
Приоритетность интересов детей подтверждена в «Основных направлениях» государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996, № 712.
С марта 1996 г. вступил в силу Семейный кодекс РФ. Принят ряд нормативных правовых актов, развивающих и конкретизирующих отдельные статьи и положения Семейного кодекса в полном объеме.
В 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс РФ и введен в действие с 1 января 1997 г. В сравнении с ранее действующим УК РСФСР в нем выделены в самостоятельный раздел «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В Кодекс включена новая глава (гл. 20) — «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В нее вошли нормы уголовной ответственности за нарушение законодательства об усыновлении за злостную неуплату алиментов и новая норма — об уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или лицом, его заменяющим, а равно педагогом, работником образовательного или другого учреждения, обязанным осуществлять за ним надзор, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним [10, с. 31].
В связи с принятием нового УК РФ, законом от 21.12.96 г. № 160-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный процессуальный кодекс, в главу «Производство по делам несовершеннолетних», а также в Исправительно-трудовой кодекс, в статьи, касающиеся режима содержания несовершеннолетних в воспитательных колониях [2, с. 96].
Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Дети не получают достаточного питания, их нечем лечить, и нередко не в чем отправлять в школу. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы «Дети России» - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.