Рассмотрение основ и выделение особенностей социальной политики государства в интересах детей

Численность детей, направленных на усыновление, под опеку, на попечение в 2004 году, составила 5669 человек; 97618 детей и подростков вернулись в родные семьи. В государственные интернатные учреждения определено 23614 детей (на 28,4% больше, чем в 2003 году). При этом более 102 тыс. детей находились в учреждениях, имеющих стационарные отделения, до 3 месяцев, свыше 30 тыс. детей – до 6 месяцев, более 24 тыс. несовершеннолетних – от 6 месяцев до 1 года.

В 2004 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 3,3 млн. семей (в 2003 году – 2,9 млн.), в том числе:

·    1540,1 тыс. малообеспеченных семей;

·    874,1 тыс. неполных семей;

·    436,1 тыс. многодетных семьи;

·    401,05 тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

·    9,6 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.

На социальном патронаже по состоянию на начало 2004 года находилось более 532 тыс. семей.

В числе учреждений социального обслуживания семьи и детей:

·    550 социальный приют для детей и подростков;

·    582 центров социальной помощи семье и детям;

·    689 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

·    322 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями и др.

В приложении приводим статистику численности обслуженных клиентов в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в учреждениях социального обслуживания семьи и детей с 1995 по 2004 год.

Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение [8, с. 87].

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать [16, с. 27].

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи [3, с. 41].

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание [4, с. 102].

Многодетные семьи в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности). Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую [4, с. 102].

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных [4, с. 102].

Одной из социальных проблем нашего общества является проблема жестокости. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями - например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье [1, с. 122].

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д. Нередко для принуждения детей к развратным действиям используется и физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции [4, с. 102].

Защита детей от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении [4, с. 102].

Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей) [3, с. 87].

Таким образом, социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты семей, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями [19, с. 102].


2.2 Государственная социальная политика в интересах детей на

региональном уровне (Забайкальский край)


Читинская региональная общественная организация «Читинский правозащитный центр» создана 30 июля 2004 года. Деятельность организации является гласной, а информация о ее деятельности открытой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты