Разделение властей государственного механизма

Разделение властей государственного механизма

План


Введение

1. Эволюция разделения власти

2. Понятие и признаки государственного органа

2.1 Законодательная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

2.2 Исполнительная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

2.3 Судебная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

Заключение


Введение


Целью исследования темы «Разделение властей государственного механизма » является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления государственного устройства.

Рассматривая теорию разделения властей как принцип демократического государства, необходимо выяснить следующие вопросы: обеспечено ли в нем народовластие, народный суверенитет, недопустимость ограничения прав, равноправие, равенство граждан перед законом и судом; соблюдены ли личные, политические, социально-экономические и другие права человека.

Осуществляя свои функции, государство выступает как особый и весьма сложный социальный механизм, действующий в определённых формах и опирающийся на определённые методы осуществления власти.

Сам термин «механизм» понимается как определённая система, обеспечивающая функционирование некоего целого. Именно в основных компонентах механизма государства наиболее отчётливо проявляется структура «внутренняя организация государства».

Как сложная социальная система государство для реализации своих задач и функций не может существовать, не опираясь на определённый управленческий аппарат, способный к тому же принуждать к исполнению принимаемых государственных решений. Государству необходим особо организованный и структурный аппарат публичной власти. Он состоит из различных государственных органов, учреждений, которые взаимодействуют между собой и в совокупности представляют целостный, сложено функционирующий механизм. Причем, как правило, это целостная, иерархически построенная система государственных органов, учреждений и служб.

Организация государственной власти, построение государственного механизма во многом обусловлены сущностью государства, стоящим перед ним задачами и целями. На структуру и функционирование механизма государства влияют и форма государственного устройства, и форма правления, и политический режим.

Нужно подчеркнуть, что аппарат современных государств, громоздок и сложен в организационном отношении; постоянно растёт численность чиновников, работающих в различных административных органах, ведомствах и т.п.

Роль и место каждого органа в механизме государства непосредственно связанны с правовым статусом этого органа, закреплённого в нормативно правовых актах, с важностью и характером функций государства, осуществлении которых данный орган участвует.

С точки зрения теории разделения власти структура механизма государства включает три основных элемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке и согласно статье 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в которой написано «Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.»

Все государственные органы образуются в установленном государственном порядке и представляют собой часть единой системы органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.


1. Эволюция разделения власти


XIX в. в России характеризуется развитием идей дворянских либералов, одним из видных представителей которых является М. М. Сперанский. его «план государственного преобразования» в известной мере опирается на принцип разделения властных полномочий при формировании основной цели — о переходе к конституционной монархии. По мнению М. М. Сперанского, единая «державная власть», олицетворенная «государем», должна находить свое проявление в трех властях: законодательной, исполнительной и судебной. По замыслу Сперанского, «в порядке законном» Государственная дума действует как сословно-цензовый представительный орган государства, выражающий «народное мнение». Однако, при принятии решений Государственная Дума была связана словом монарха. «В порядке управления» действует правительство, министры, которые назначаются императором и ответственны перед законодательной властью. « В порядке судном» выступает Сенат, члены которого избираются губернскими думами и утверждаются царем. « Общее соединение всех государственных сил» осуществляет Государственный Совет, основным назначением которого и является практическое руководство всеми другими органами.

Крупнейший представитель либеральной политической мысли второй половины XIX-начала XX в. в. Б. Н. Чичерин признавал единство государственной власти, и подчеркивал, что «государство составляет единое целое, а потому задача его состоит в согласном действии всех элементов». Конституционная концепция Б. Н. Чичерина строилась на взаимодействии четырех властей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Аристократическая верхняя палата была призвана поддерживать стабильность общественной жизни. Нижняя палата, составляемая из народных представителей, должна была играть активную роль в установлении общеобязательных юридических норм. Вся палата правительственной власти, наделенной полномочиями по управлению государством, сосредотачивалась в руках монарха, который назначал и сменял министров, ответственных перед парламентом. Назначением судебной власти являлась охрана законности, причем судебная власть была независима от других властей, и в ее реализации должны были принимать участие все элементы общества. Четвертую власть представляло государственное единство, которое обеспечивало высшее благо «целого, а не какой-либо части», являясь высшим представителем государства. Это власть монарха.

В марксистско-ленинском понимании принципиальный отказ от разделения властей в государственном устройстве, замена этого принципа на сугубо противоположное объединение — соединение властей в руках одного органа (Советов). Ф. Энгельс сводил смысл разделения властей к разделению труда в управлении государством, разделению государственных функций на законодательные, исполнительные и судебные.

Советскому периоду было свойственно полное не восприятие и непонимание конституционного назначения принципа разделения властей. Принцип разделения властей в основном не был воспринят марксизмом, концепцией которого служила концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного государственного органа. Не понимание принципа разделения властей в России привело к возникновению «командно-административной системы». В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к российской действительности «разделению» подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Закрепление в Конституции России в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» свидетельствовало об официальном признании этой теории.

2. Понятие и признаки государственного органа


Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Основные признаки государственного органа, отличающих его от других органов и организаций государства:

Во-первых – это самое главное- орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями. Выражается это в том, что орган государства наделяется правомочием на издание нормативных правовых и индивидуальных актов.

Во-вторых – деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативно правового акта, как правило – специального «положения» о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями .

В-третьих - орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает своё, строго определённое место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, то есть в конкретных, четко определённых законодательством формах, а также специфическими, присущими данному виду органов методами.

В-четвертых - для осуществления возложенных на него функций и ресурсного обеспечения деятельности, государственный орган наделяется определёнными финансовыми и другими материальными средствами.

В-пятых – орган государства создаётся в учредительном порядке (правительство, министерство).

Только в совокупности все перечисленные признаки дают представления о таком понятии, как «государственный орган». Общие признаки, присущие всем государственным органам, не исключают того, что существуют специфические черты и особенности в порядке образования, структуры, характера деятельности конкретного государственного органа, обусловленные его местом и ролью в системе органов государственной власти.

«Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти, нет единого мнения о том, каким должен быть госаппарат, как должны соотносится между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители – государственные органы».[1]

В Приднестровской Молдавской Республике принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введён Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

Государственная власть не может быть объединена в руках одного органа или одного лица полномочия двух или трёх ветвей власти. Законодательная власть не может предоставляться одному лицу. Исполнительные органы государственной власти не могут быть наделены полномочиями по изданию законов, а законодательная власть не может быть наделена распорядительными полномочиями по оперативному управлению органами и учреждениями исполнительных и судебных органов государственной власти.

2.1 Законодательная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия


Значительное место в системе органов государственной власти отводится её законодательной ветви. Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, то есть устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета. По этому законы имеют после конституции (основного закона) высшую юридическую силу и приоритет перед актами исполнительной власти: акты президента, правительства, министерства, ведомств не могут противоречить закону. Лишь органы конституционного контроля могут лишить закон действия, в случаи, если они признают, что закон противоречит конституции.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты