Разделение властей государственного механизма

Для осуществления своих полномочий в качестве главы исполнительной власти Президент формирует Кабинет Министров в него входят:

1.                министр обороны

2.                министр государственной безопасности

3.                министр внутренних дел

4.                министр юстиций

5.                министр просвещения

6.                министр природных ресурсов и экологического контроля

7.                министр здравоохранения и социальной защиты.

8.                министр промышленности

9.                министр экономики

10.           министр иностранных дел

11.           министр информаций и телекоммуникаций

12.           министр финансов

Перечень министерств в разных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкретных задач, которые они должны решать.

«При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства (например, комитет по делам религии). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности; вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При охране задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов»[8].

К ведению Кабинета Министров относятся:

а) выработка мер по реализации внутренней и внешней политики государства

б) разработка необходимых мер, направленных на реализацию актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

г) осуществление иных полномочий, возложенных на Кабинет Министров Президентом Приднестровской Молдавской Республики. При этом Президент не вправе делегировать Кабинет Министров полномочия, отнесенные к ведению Президента Приднестровской Молдавской Республики настоящей Конституцией.

Все решения принимаемые Кабинетом Министров, вводятся в действие Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

Министры, руководители ведомств, иных исполнительных органов государственной власти и управления, их заместителей и иные должностные лица исполнительных органов государственной власти и управления, непосредственно подчинены Президенту, послы, иные полномочные представители Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом за исключением случаев, оговоренных Конституцией.

Прекращение полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики влечет за собой отставку членов Кабинета Министров и иных должностных лиц, непосредственно подчиненных Президенту.

«Президент, Вице-президент Приднестровской Молдавской Республики, министры, руководители ведомств, иные государственные должностные лица исполнительных органов власти не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного Совета и иных представительных органов в Приднестровской Молдавской Республике, а также приостанавливают членство в политических партиях и других общественных обледенениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий».[9]

«Министерства, ведомства и иные республиканские органы управления создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из государственного бюджета».[10]


2.3 Судебная власть: структура и порядок ее формирования, принципы деятельности, полномочия


«Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленными законами данного государства процессуальном порядке»[11].

Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной власти - признак демократического, правового государства. Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными органами – судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов, права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленное на рассмотрение и разрешения социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правильные рамки.

Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, по средствам рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной процессуальной форме.

Первым международно-правовым документом, включающим конституционно-правовые по своему характеру принципы, относящиеся к правосудию, является Всеобщая декларация прав человека 1948 года которая закрепляет:

1.                равенство всех перед законом

2.                права на судебную защиту

3.                неприкосновенность личности в отношениях с правоохранительными органами

4.                права на беспристрастность и гласный суд

5.                презумпция не виновности и принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы.

Эти принципы были развиты и дополнены Пактом о гражданских и политических правах 1966 года и Итоговым документом Венской встречи 1989 года

Судебная власть Приднестровской Молдавской Республики осуществляется судами по средствам конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Различают три ветви судебной власти:

1.        Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики – гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает соблюдения принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Конституционный суд состоит из 6 судей, включая председателя суда. Президент ПМР, Верховный Совет ПМР, съезд судей ПМР назначают по двое судей Конституционного суда. Срок полномочий судей Конституционного суда – 7 лет.

2.        Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Осуществляет надзор за судами общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3.        Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики – является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.

Судопроизводство в Приднестровской Молдавской Республике определяется конституционным законам в соответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Бюджет судов должен обеспечиваться возможностью полного и не зависимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Приднестровской Молдавской Республики и закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по оправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

«Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного или иного органа Конституции или закону, принимает решение в соответствии с конституцией и законом».[12]

Судьями могут быть только граждане Приднестровской Молдавской Республики, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Судьей Конституционного суда, может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

Судья Верховного и Арбитражного суда назначаются Президентом по представлению председателей.

Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающим требованиям части 1 статьи 82 Конституции Приднестровской Молдавской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5 лет.

Судья занимают должность бессрочно до достижения им возраста 65 лет, кроме судей которые назначены в первые, мировых судей и лиц, участвующих в качестве судей в отправлении правосудия в Конституционном суде.

«Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на пять лет за исключением случаев, оговоренных в конституцией».[13]

В период своих полномочий судья не могут осуществлять предпринимательскую или другую деятельность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных обледенениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судей несовместимо исполнением депутатских обязанностей

В соответствии с конституцией, в которой гласит: «личность судьи не прикосновенна, судья не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, установленным законом».


Заключение


Теория разделения властей и ее основные идеи нашли отражения во всех «писаных» конституциях государств.

Принцип разделения властей используется в качестве конституционной основы осуществления государственной власти. Суть этого в том, что государственная власть исходит от народа, едина и не делима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. И для того, чтобы какой либо государственный орган не смог сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно ею пользоваться, единая государственная власть функционально делится на три ветви:

- Законодательную власть (Верховный Совет)

- Исполнительную власть (Президент, Кабинет Министров)

- Судебную власть (Конституционный, Верховный, Арбитражный суды)

Законодательная власть рассматривает и решает все вопросы, отнесенные Конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций, и ни один акт законодательства не может быть принят, если он предварительно не рассмотрен рабочим органом Верховного Совета.

Исполнительная власть издает указы и распоряжения, являющиеся правовыми актами, имеющие подзаконный характер, и которые не должны противоречить Конституции и законам. Занимается реализацией мер внутренней и внешней политики государства, осуществляет законодательную инициативу.

Судебная власть осуществляется государственными специальными органами власти – судами Конституционного, Верховного и Арбитражного. Особое место среди судов занимает Конституционный суд, который осуществляет надзор за соблюдением конституцией всех ветвей власти и граждан. Верховный суд занимается рассмотрением гражданских, уголовных, административных и иных дел общей юрисдикции. Арбитражный суд рассматривает дела связанные с экономическими спорами между организациями и предпринимателями.

Анализируя исследуемую тему можно сделать вывод, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет большое значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти, социальными группами, что служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемых правовых актов. Теория разделения властей связана с принципами верховенства законов, незыблемости прав и свобод человека, четкой регламентированной деятельности государственных органов, общественного контроля над деятельностью государственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения общественного права, государственной стабильности и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

Поэтому на сегодняшний день концепция разделения властей прочно укоренилась в качестве основы государственного устройства в развитых странах.


Список литературы


1.            Конституция Приднестровской Молдавской Республики – Тирасполь. Издательство Литера 2000г.

2.            Сравнительно правовой анализ Конституций европейских государств. Под общей редакцией Григорьева В.А.. Тирасполь. 2006г.

3.            Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией Пиголкина А.С.. Москва: Издательский дом Городец. 2003г.

4.             Барнашев С.С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. Томск. 1988г

5.             Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных вузов. (2-е издание, дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва.: Издательство ДТД 1996г.

6.            Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных заведений. (3-е издание, дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва: Издательство Интерстиль, Омега-Л 2006г.

7.            Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Москва: 1996

8.            Проблемы теории государства и права. Под редакцией. Марченко М. Н. Москва: Издательство Проспект. 1999г.

9.            Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Москва: Издательство Зерцало 1998г.

10.       Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. Москва. 1996г.


[1] Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс.  Москва.: Издательство «Зерцало» 1998г.


2  Конституция ПМР статья 59

[3]  Конституция ПМР статья 61

[4] Конституция  ПМР статья 59

[5]   Конституция ПМР статья 62

[6]  Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс.  Москва.: Издательство «Зерцало» 1998г.

[7] Конституция ПМР статья  73

[8] Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Под редакцией Стрекозова В.Г..  Москва.: Издательство «ДТД» 1996г.


[9] Конституция ПМР статья 74

[10] Конституция ПМР статья 75

[11] Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Под редакцией  Стрекозова В.Г..  Москва.:  Издательство «ДТД» 1996г.

[12] Конституция ПМР статья 81

[13] Конституция ПМР статья 83


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты