Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения
Департамент образования Вологодской области
ГОУ СПО " Тотемский педагогический колледж "
Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения
Выпускная квалификационная работа
по основам права и правовому обеспечению профессиональной деятельности
специальность 040101
социальная работа
(заочная форма обучения)
Тотьма 2008 г.
Оглавление
Глава I. Конституционные права граждан Российской Федерации на образование
1.2 Сущность понятия "право на образование". Условия получения образования в Российской Федерации
1.3 Личные права обучающихся в образовательных учреждениях
Глава II. Обеспечение и защита конституционных прав граждан РФ в образовательном учреждении
2.1 Краткая историческая справка
Введение
Право на образование в РФ является конституционным правом гражданина.
Под образованием в РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
В современном мировом сообществе образование признается важнейшим механизмом, выравнивающим изначальное социальное неравенство молодых людей. Именно оно обеспечивает продвижение вверх по социальной лестнице и интеграцию в общество.
В современном обществе, в рамках правового государства конституционное право на образование рассматривается с 2 позиций:
непосредственное образовательное право, основанное на правоспособности, то есть способности иметь предусмотренные и гарантированные системой законодательства прав в области получения образования;
личные конституционные права и обязанности обучающихся и их соблюдение в образовательных учреждениях.
Непосредственное конституционное право граждан на образование в основном закреплено в образовательном законодательстве РФ. Это право на бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование; право на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; право на неоднократное бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости; право на образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; право на ускоренный курс обучения, право на получение дополнительных образовательных услуг.
Законодательно принятое понижение уровня обязательного обучения сокращение структуры всеобщего государственного образования, его коммерциализации существенно ограничили личные конституционные права гражданина в условиях имущественного расслоения российского общества, в условиях недостаточного обеспечения и защиты права на образование в образовательном учреждении - полноправном субъекте, осуществляющем образовательный процесс.
По данным переписи населения проведенной в октябре 2002 года, по сравнению с 1989 г. вырос образовательный уровень населения РФ. Из 1000 человек 902 имеют основное общее образование. Их численность составила 109,4 млн. человек. В полтора раза выросла численность лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторонтуру, ординатуру) имели 369 тыс. человек. Сократился удельный вес неграмотного населения с 1,9% (1989г) до 1,3% (2002г). По данным фонда " Общественное мнение" (2006г) 2 миллиона детей в РФ являются неграмотными; 15% опрошенных детей сообщили, что родители платят деньги за их учебу; значительные семейные средства (30 млрд. руб) тратятся на обучение детей, из них 46% на репетиторство. [15]
Только 55% государственных образовательных учреждений имеют все виды благоустройства, горячее питание имеют только 82% городских и 69% сельских школьников; обеспечение учебной методической литературой составляет 74% от необходимого уровня. [16]
Анализ обращений учащихся и их родителей в Детскую общественную приемную Министерства образования РФ за период 2001-2006 годы позволил выделить ряд наиболее распространенных проблем, связанных с соблюдением личных прав и законных интересов учащихся в образовательных учреждениях:
некорректное отношение;
вытеснение детей на низкий уровень образования (коррекционные классы)
"выпадение" детей по состоянию здоровья из школьного процесса;
объем школьной нагрузки;
необъективность оценок;
сбор денег в школах;
отчисление из образовательных учреждений;
качество образования;
право выбора экзаменов; [17]
Все это способствовало выбору темы нашего исследования: "Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения".
Объект исследования: конституционное право граждан РФ на образование.
Предмет исследования: реализация конституционного права граждан РФ на образование в условиях образовательного учреждения.
Цель исследования: осуществление обеспечения конституционных прав граждан РФ на образование в условиях ОУ.
Гипотеза: Мы предполагаем, что личные права граждан на образование в образовательном учреждении реализуются при условиях:
соблюдения международных российских нормативно-правовых актов и государственных гарантий в области образования;
при соответствии локальных нормативно-правовых актов образовательного учреждения государственному правовому стандарту;
при социально-педагогической поддержке обучающихся, нуждающихся в социальной адаптации, социальной реабилитации;
при организации воспитательной работы, направленной на активное участие по правовой информированности.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение граждан в области образования.
Раскрыть сущность понятия " право на образование"
Обобщить содержание деятельности образовательного учреждения ГОУ СПО "Профессиональный лицей № 47" по обеспечению личных прав граждан на образование.
С помощью социологического опроса проверить осуществление и обеспечение личных прав на образование в условиях ОУ, (ГОУ СПО "Профессиональный лицей № 47")
Составить рекомендации по совершенствованию деятельности образовательного учреждения в реализации личных прав граждан на образование.
При написании исследовательской работы мы использовали следующие методы:
метод анализа литературы по данной теме;
метод изучения нормативно-правовых актов в области образования РФ.
метод анализа локальных нормативно-правовых актов ОУ.
метод анкетирования.
База исследования: Государственное образовательное учреждение "Профессиональный лицей № 47" (Вологодская область, г. Тотьма ул. Белоусовская, 15
Глава I. Конституционные права граждан Российской Федерации на образование
1.1 Международные и российские нормативно-правовые акты, регламентирующие право граждан на образование
Правовые отношения в области образования регулируют нормативно - правовые акты, являющиеся источниками образовательного права.
К ним относятся: международно-правовые акты, Конституция РФ (1993г), федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные акты и локальные акты образовательных учреждений.
Право человека на образование, содержатся в международных актах: Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. провозглашает: "Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами". [ст.26]
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование, а также высшего образования с учетом способностей каждого. [ст.13]
Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989г. В статье 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев; неполноценных в умственном или физическом отношении детей; лишенных родительского попечения.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ, образование относится к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это означает, что соответствующие отношения могут регулироваться как федеральными законами, так и законами субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации в статье 43 гарантирует каждому право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Предусматривается также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Основное общее образование является обязательным. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. К числу источников образовательного права относятся федеральные законы, включая кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования. Были приняты также два закона, непосредственно регулирующие образовательные отношения.
Закон РФ от 10 июля 1992г. "Об образовании" является общим, поскольку:
устанавливает основы правового регулирования образовательных отношений во всех отраслях образования, структуру системы образования и ее основные элементы;
определяет общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения;